Фторопласт: история, технические характеристики Ф4, область применения и эксплуатации

Фторопласт свойства и характеристики

Фторопласт Ф4 по своим характеристикам является самым прочным полимером в мире, который состоит из соединения атомов углерода и фтора. Именно поэтому по многим свойствам фторопласт превосходит даже драгоценные металлы.

Основные физико-химические свойства и характеристики фторопласта

Фторопласт обладает уникальными физико-химическими свойствами и характеристиками:

✔Не окисляется и не подвержен коррозии.

✔Обладает высокой плотностью и стойкостью.

✔Фторопласт-4 отмечен в книге рекордов Гиннеса как самый скользкий материал, что открывает полимеру широчайшие возможности в машиностроительной отрасли и в транспортной промышленности.

✔Фторопласт-4 (он же Тефлон, Политетрафторэтилен ПТФЭ) инертен по отношению к химически агрессивным средам.

✔Обладает очень низким коэффициентом трения.

✔Термостоек – рабочая температура от -269°С до +260°С.

✔Не впитывает воду.

✔Срок службы более 20 лет.

✔По видам фторопласт Ф4 является самым востребованным по отношению к маркам Ф-2, Ф-3.

Тефлон был открыт в 1938 году химиком Роем Планкеттом, работающим в американской корпорации Kinetic Chemicals. Ученый случайно обнаружил, что газообразный тетрафтор-этилен, закачанный в баллоны под давлением, полимеризовался в порошок, обладающий уникальными свойствами. Патент на этот полимер был выдан в 1941 году. А 8 лет спустя Kinetic Chemicals стала подразделением мирового химического гиганта DuPont. В СССР о политетрафторэтилене узнали во время второй мировой войны, когда советские техники разобрали танк производства США и обнаружили в его башенном механизме большое белое кольцо из фторопласта.

Благодаря своим характеристикам, физико-химическим, механическим и электрическим свойствам, фторопласт используется повсеместно, детали и изделия из этого пластика применяют во всех сферах, от космической промышленности, медицины, судостроения, до бытовых изделий.

Производство фторопласта-4 (Ф-4) осуществляется из сырья на основании ГОСТ 10007-80 в три этапа:

  • получение хлордифторметана по реакции Свартса;
  • из хлордифторметана путем пиролиза получают тетрафторэтилен;
  • в результате полимеризации тетрафторэтилена образуется фторопластовый порошок.

Для производства заготовок в виде фторопласта листового (пластины), стержней (кругляк) применяется способ холодной прессовки и дальнейшего спекания при температуре 365°C. Прессование производится на прессах с гидравлическим приводом, работающих с давлением 350 кгс/см2. Затем из заготовок путем механической обработки в дальнейшем изготавливаются различные изделия. Фторопласт можно обрабатывать практически любым механическим способом – сверлением, шлифованием, фрезерованием, точением. Детали могут целиком состоять из фторопласта, или им покрывают только поверхность изделия для улучшения антифрикционных свойств.

Технология производства фторопласта-4 (политетрафторэтилен) является наиболее технически востребованной и отработанной для современной промышленности.

Виды фторопласта

Фторопласт-4 обладает наиболее высокой плотностью, термической и химической стойкостью, его чаще всего используют в промышленности и в быту.

Производство фторопласта (Ф-4) с различными модификациями

Пластины (листы) и стержни изготавливаются в соответствии:

  • Фторопласт Ф4 – ТУ 6-05-810-88, ТУ 6-05-041-535-74;
  • Фторопласт черный Ф4К20 (с добавлением кокса 20%) – ТУ 6-05-1413-76;
  • Фторопласт черный Ф4К15М5 (с добавлением кокса 15% и 5% дисульфида молибдена) – ТУ 6-05-1413-76;
  • Фторопласт Ф4С15 (с добавлением стекловолокна 15%) – ТУ 6-05-1412-76;
  • Фторопласт Ф4С15М5 (с добавлением 15% стекловолокна и 5% дисульфида молибдена) – ТУ 6-05-1412-76;
  • Фторопласт Ф4М5 (с добавлением 5% дисульфида молибдена) – ТУ 301-05-109-91;
  • Фторопласт Ф4УВ15 (с добавлением 15 % углеродного волокна) – ТУ 301-05-16-89.

    Готовая продукция в форме плит, пластин, листов, лент, стержней, труб выпускаются на основании указанных выше технических условий (ТУ)

    Каждый модифицированный вид обладает определенными свойствами, однако из практики самые востребованными являются марки Фторопласт Ф4 и Фторопласт черный Ф4К20 с повышенной плотностью для фрикционных механизмов, где присутствует трение.

    Фторопласт: виды, технические характеристики и применение

    Фторопласт — это общее название фторсодержащих пластмасс, получаемых при полимеризации тетрафторэтилена. Синтезируется он в виде белого, легко образующего комки порошка, а затем прессуется и спекается при высокой температуре. В своем составе может содержать от одного до четырех атомов фтора, что отражается в названии его типов.

    К наиболее распространенным фторопластам относится политетрафторэтилен, известный в России как фторопласт-4. В США он продается под торговой маркой «тефлон» и «галон», в Германии — «гостафлон», в Великобритании — «флюон», во Франции — «гафлон» или «сорефлон».

    Марки и технические характеристики фторопластов

    В настоящее время производится несколько марок фторопластов, отличающихся по физическим и химическим свойствам. При этом все они востребованы в промышленности, поскольку имеют уникальные технические характеристики:

    1. Устойчивость практически к любому химическому воздействию.
    2. Низкий коэффициент трения.
    3. Устойчивость к сцеплению с другими поверхностями.
    4. Термостойкость — гибкость и эластичность материала сохраняются при температурах в диапазоне от -70° до +270°С.
    5. Минимальное поверхностное натяжение.
    6. Устойчивость к воздействию электротока и высоким температурам. Фторопласт практически не горит, в пламени он только обугливается, а при извлечении его из открытого огня полностью прекращается и обугливание.
    7. Стабильность в пищевой среде.
    8. Способность изделий из фторопласта не изменять свою длину даже под воздействием температуры.

    Фторопласт отлично поддается обработке, его можно сверлить, шлифовать, фрезеровать и обтачивать.

    Существует четыре основных марки фторопласта в зависимости от размера молекул и их количества в составе цепи. Чем выше это показатель, тем больше удельный вес вещества.

    • Ф-2 или поливиниленфторид (ТУ 6-05-646-77). Может также выпускаться с добавлением модификатора — кобальта, стекловолокна, кокса. В этом случае к маркировке добавляется буква «М». Отличается высокой прочностью, упругостью, не содержит пластификаторов, стабилизаторов и катализаторов. За счет этого применяется в трубопроводных системах и производстве емкостей для агрессивных жидкостей. Ф-2 легко перерабатывается и способен растворяться в апротонных (нейтральных) растворителях.
    • Ф-3 или политрифторхлоридэтилен (ГОСТ 13744-76). Разновидностью является модифицированный вариант Ф-3М (ТУ 6-05-1812-77). Твердый и прочный материал, способный плавиться, размягчаться и изменять форму в процессе прессования и литься. Устойчив к низким температурам. Имеет хорошую адгезию к металлам и используется в антикоррозийных покрытиях.
    • Ф-4 или политетрафторэтилен (ГОСТ 10007-80). Трудногорючий материал с самой высокой плотностью среди всех фторопластов. Имеет малую пористость, высокую гидрофобность, устойчивость к воздействию температур. Способен выдержать нагревание до 260°С без изменения свойств.
    Читайте также:
    Электроножовка - сабельная пила

    На сегодня выпускается несколько разновидностей Ф-4:

    1. Ф-4ПН — используется для изготовления изделий повышенной надежности. В зависимости от среднего размера частиц может иметь дополнительную маркировку: Ф-4 (100–180 мкм), Ф-4ПН-90 (46–135 мкм), Ф-4ПН-40 (21–45 мкм), Ф-4ПН-20 (6–20 мкм).
    2. Ф-4О — применяется для изготовления изделий общего назначения (втулок, прокладок, деталей трубопроводов и насосов).
    3. Ф-4Д — тонкодисперсная модификация с меньшим молекулярным весом. В отличие от Ф-4 его можно перерабатывать с помощью экструзии и готовить из него суспензии. Применяется для изготовления пленок, покрытий, волокон.
    4. Ф-4А — свободносыпучий фторопласт. Обладает всеми свойствами Ф-4, но при этом более технологичен. Используется для получения изделий точного размера методами автоматического, изостатического, компрессионного прессования и поршневой экструзии.
    5. Ф-4HTD — тонкодисперсный фторопласт с размером частиц 5–30 мкм. Используется в качестве сухой смазки в узлах трения различных механизмов, загустителя для масел и пластичных смазок.

    В маркировке фторопласта Ф-4 также встречается буква «М», что означает его модификацию с помощью различных добавок. Фторопласты всех марок находят свое применение в промышленности.

    • Ф-40. Это сополимер тетрафторэтилена и этилена (ОСТ 6-05-402-47). Может выпускаться в двух видах:
      • Ф-40П — для изготовления изделий под давлением путем прессования и литья;
      • Ф-40Ш — для изготовления изделий путем экструзии.

    Химические свойства Ф-40 близки к фторопласту Ф-4 (см. табл.). Он устойчив к воздействию концентрированных кислот и растворителей, не горит, не пропускает ультрафиолетовые лучи.

    Таблица 1. Основные технические характеристики различных фторопластов

    Наименование

    Плотность, кг/м3

    Температура эксплуатации, °С

    Удельное сопротивление,
    Ом*м

    Разрушающее напряжение (растяжение), МПа

    Ф-2

    Ф-3

    Ф-4

    Ф-40

    Сферы применения фторопласта

    Наиболее востребован в промышленности именно фторопласт-4. Неспециалистам он известен как тефлон. Это тот самый материал, который используется в производстве посуды с антипригарными покрытием. Однако этой сферой его применение не ограничивается. Фторопластовые материалы незаменимы в самых разных отраслях.

    1. Машиностроение. Благодаря устойчивости к трению, из него и композиций на его основе изготавливают подшипники, сальники, пыльники, поршневые кольца и даже автомобильные шины. Детали из фторопласта обеспечивают стабильную эксплуатацию в условиях агрессивных сред, вакуума и при сверхнизких температурах. Кроме того, из-за уникальной термостойкости фторопласт вполне подходит для изготовления деталей для двигателей.
    2. Легкая промышленность. Обработка фторопластом позволяет повысить водостойкость изделий, например, обуви. Практически вся одежда для спорта и активного отдыха имеет тонкое тефлоновое покрытие.
    3. Медицина. Поскольку фторопласт не вызывает иммунологических реакций, биологически и физиологически безвреден, из него возможно изготовление протезов кровеносных сосудов, сердечных клапанов, емкостей для хранения крови и сыворотки, упаковки для лекарств. Применяется фторопласт и в стоматологии.
    4. Радиотехника и электротехника. Фторопласт используется как изолятор или проводник тока, а также для изготовления выключателей, элементов реле, кабелей, печатных плат.
    5. Химическая промышленость. Благодаря исключительной инертности по отношению ко всем кислотам и щелочам, фторопласт применяется в изготовлении лабораторной посуды различного назначения, для транспортировки и хранения химически агрессивных сред в трубопроводах, в аппаратах колонного типа, в качестве прокладок, контактирующих с агрессивными средами и для футеровки реакторов.
    6. Пищевая промышленность. Для изготовления антипригарного покрытия для сковородок и кастрюль, форм для выпечки, раскатывающих механизмов для теста, контейнеров для хранения.

    Фторопласт может выпускаться в нескольких формах — листовой, в виде стержней, трубок или втулок.

    Типы заготовок из полимера

    Существует два вида изделий из фторопласта — заготовки и готовые изделия. Первая группа — это практически полуфабрикаты, используемые в дальнейших технологических процессах. Заготовки изготавливаются в соответствии с требованиями ТУ 6-05-810-88 по утвержденному техническому регламенту предприятия-изготовителя. Размеры заготовок должны соответствовать либо номенклатурному перечню предприятия-изготовителя, либо спецификациям, согласованным между изготовителем и заказчиком. Предельные отклонения от номинальных размеров регламентируются требованиями ОСТ 6-05-322-74, исключая листы и стержни, прессуемые в горизонтальном виде. В зависимости от показателей качества заготовки могут выпускаться двух сортов — высшего и первого.

    1. Листы и пластины. Они имеют прямоугольную или квадратную форму, размер от 100×100 мм или 1000×1000 мм. Толщина листов фторопласта от 1 до 60 мм. При изготовлении деталей листы подвергают механической обработке.
    2. Пленки. Используются для изготовления конденсаторов, изолирования проводов, кабелей, производства уплотнителей для вкладышей, подшипников, фильтров, мембран. Толщина пленок может быть от 10 до 100 мкм, ширина — до 300 мм.
    3. Стержни и диски. Диаметр стержней из фторопласта — от 10 до 300 мм, высота — от 50 до 2000 мм. Заготовки с круглым сечением используются для изготовления уплотнительных, антифрикционных и электроизоляционных деталей для различного технологического оборудования. Существуют также стержни с прямоугольным и квадратным сечением.
    4. Бруски из фторопласта-4 имеют длину 70–300 мм, ширину — 40–200 мм и толщину — 2–200 мм.
    5. Стружка или порошок.
    Читайте также:
    Стоит ли клеить в ванной моющиеся обои?

    Вторая группа — это готовые изделия. К ним относятся диски, трубки, ленты, жгуты, шарики. Они полностью готовы к применению в качестве комплектующих различных механизмов, оборудования, узлов арматуры. Могут производится как по типовым размерам, так и по чертежам заказчика.

    Заготовки и изделия изготавливают из вторичных фторопластов или композиций по ТУ 6-05-1947-83 или из фторопластовых порошков, обработанных термически по ТУ 301-05-25-89 методом прессования или экструзии с последующим спеканием в формах. Спекание может проводиться под давлением или в свободном состоянии. Гарантийный срок на все изделия и заготовки — 5 лет со дня изготовления.

    Цены на материал

    На формирование цены на фторопласт оказывает влияние несколько общих факторов:

    • производитель (отечественный, иностранный);
    • объем партии (крупный опт, мелкий опт, розница);
    • марка.

    Цену листового фторопласта Ф-4 указывают за 1 кг, в зависимости от толщины листа она варьируется примерно от 400 до 700 рублей.

    Стоимость пленки также указывается за 1 кг и составляет в среднем около 1700 рублей. Цена на стержни, диски и прутки из фторопласта зависит от диаметра и способа производства (прессованный или вторичный), купить их можно примерно за 400–700 рублей за один кг.

    Порошковый фторопласт практически не встречается в свободной продаже, цена на него составляет около 1000–1100 рублей за кг.

    Заготовки из фторопластов других типов несколько дешевле, чем из Ф-4. Например, один килограмм Ф-3 можно приобрести по цене около 500–700 рублей, а Ф-2 — около 500–550 рублей.

    Стоимость готовых изделий зависит не только от веса, но и от сложности самой детали. Например, цена защитного кольца из фторопласта для грузового автомобиля БелАЗ около 16,5 рублей за одну штуку. Типовые изделия имеют более низкую стоимость, чем изготовленные по специально разработанным чертежам. В этом случае цена может быть назначена индивидуально для каждого конкретного случая.

    Где можно купить фторопласт

    Выбирая поставщика полимеров, необходимо обращать внимание не только на уровень цен, но и на некоторые другие важные моменты. О том, где можно купить фторопласт и как правильно выбирать поставщика, мы попросили рассказать представителя компании «МетПромСтар» Михаила Баринова:

    «Приобрести фторопласт отечественного или зарубежного производства можно как напрямую у производителей, так и через многочисленных посредников. Некоторые из них являются дистрибьюторами того или иного концерна и ориентированы на монобренд. Существуют и крупные поставщики, имеющие партнерские связи сразу с несколькими ключевыми производителями, что дает покупателю возможность выбора. «МетПромСтар» относится к таким поставщикам, но при этом ведет гибкую ценовую и маркетинговую политику, не пренебрегая интересами мелкооптовых клиентов, закупающих продукцию партиями небольшого объема.

    Мы оказываем сопутствующий сервис, такой как резка полимеров и пластиков точно по размерам заказчика на импортном оборудовании и строго по техническим условиям. Более того, квалификация наших сотрудников, техническая оснащенность цеха и система контроля качества позволяют производить готовые изделия по чертежам заказчика, например, втулки и простые детали для машиностроения. Купленная продукция перед отправкой клиенту аккуратно и бережно упаковывается в полиэтилен согласно ГОСТам, чтобы обеспечить герметичность и уберечь от возможного воздействия внешней среды.

    Сейчас правила работы компании такие, что, располагая собственным автопарком, в Москве мы бесплатно и оперативно доставляем партию от 400 тысяч рублей в пределах 3-го транспортного кольца, для регионов — осуществляем бесплатную доставку до любой транспортной компании. Отгрузочные терминалы находятся практически во всех крупных городах страны, включая города Сибири и Дальнего Востока.

    Работаем только по безналичному расчету и на условиях 100% предоплаты. Возможно временное хранение приобретенного фторопласта на нашем складе, если вы решили сделать самовывоз, но не имеете возможности своевременно забрать товар.

    Компетентные консультанты «МетПромСтар» готовы в любой момент оказать квалифицированную помощь в выборе материала или его типоразмера, в калькуляции заказа».

    P.S. Кроме фторопластов, компания «МетПромСтар» реализует гранулированный полиамид, заготовки и изделия из блочного полиамида-6, капролона по ТУ 2224-001-78534599-2006 и по ТУ 2224-036-00203803-2012, а также стержни и пластины из полиацеталя ПОМ-С, винипласта, полиуретана, текстолита и оргстекла.

    Пластины и стержни из фторопласта можно приобрести оптом или в розницу.

    Цена фторопласта зависит от вида и формы выпуска полимера, страны происхождения, конкретного изготовителя и марки сырья.

    Фторопласт обычно хорошо поддается механической обработке: его можно сверлить, шлифовать, фрезеровать и обтачивать.

    Фторопласт — современный конструкционный материал, который, благодаря своим особенным эксплуатационным свойствам, широко применяется в машиностроении, электротехнике, медицине, пищевой и химической промышленности.

    Удобный сервис транспортировки — возможность организовать быструю доставку металлических перфорированных листов.

    Закупка полимеров и пластиков у крупных поставщиков имеет ряд преимуществ:

    • широкая география поставки;
    • опт и розница;
    • востребованные типоразмеры;
    • персональный подход к клиентам;
    • дополнительные услуги по металлообработке.

    Ознакомиться с поставщиком нержавеющей стали.

    Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

    По­ку­пая де­ше­вый им­порт­ный фто­ро­пласт, пре­иму­щест­вен­но из Ки­тая (по дан­ным ис­сле­до­ва­ния РБК за 2016 год, до 66% им­порт­ных по­ста­вок), будь­те го­то­вы к то­му, что на 30–70% он мо­жет быть из­го­тов­лен из вто­рич­но­го сырья. Бы­ту­ет мне­ние, что ма­те­ри­а­лы, со­сто­я­щие на 100% и на 35% из пер­вич­но­го фто­ро­плас­та, име­ют оди­на­ко­вые ко­эф­фи­ци­ен­ты тре­ния, но вот их из­но­сос­той­кость от­ли­ча­ет­ся при­мер­но дву­крат­но. Та­кая раз­ни­ца не­кри­тич­на в ста­тич­ных усло­ви­ях при­ме­не­ния, но для ди­на­мич­но ме­ня­ю­щих­ся сред эко­но­ми­чес­кая це­ле­со­об­раз­ность по­куп­ки де­ше­во­го вто­рич­но­го фто­ро­плас­та мо­жет ока­зать­ся в ито­ге не­це­ле­со­об­раз­ной.

    Читайте также:
    Советы по выбору электрической простыни

    Особенности фронтонных свесов

    1. Что это такое?
    2. Обзор вариантов конструкций
    3. Какие материалы используются?
    4. Как сделать своими руками?

    Крышу едва ли называют главной частью дома, но сказать, что на ней можно сэкономить (и денежно, и в плане инженерного решения), нельзя. В особенности если говорится о фронтоне – торцевой части двускатной крыши. Она зашивает чердачный сектор дома, а еще формирует архитектурный образ строения. Отдельно стоит рассказать о фронтонных свесах, которые могут быть разными.

    Что это такое?

    Фронтонный свес – необязательная часть конструкции. Есть дома, где архитектор не предусматривает этот элемент, но все же их мало. Большинство зданий имеет и свес фронтона, и свес карниза. Они защитят стены дома от непогоды, а также своим видом изменят пропорции строения. Боковые свесы, то есть карнизные, обычно не вызывают вопросов: стропила элементарно выпускаются за границы стен.

    Фронтонный же свес обычно выступает за фасадные края в среднем на 600-700 мм (но может доходить и до 850 мм). Когда эти свесы для кровли делают собственноручно, внимание уделяют главным образом конструкции стропильной системы и тому, какой материал применяется для ее оформления. Важен, конечно, размер дома, его архитектурное решение. Специальных нормативов, касающихся сборки этого кровельного элемента, не существует.

    За пределы фронтонов свесы могут выноситься практически как угодно в плане размера, но указанные 600-700 мм встречаются чаще. Обычно ширина элемента соответствует длине карнизов. Это логичное решение, которое традиционно выглядит оптимально, и глаз не «цепляется» за странные, несуразные параметры. Итак, размеры свеса не узаконены, ведь их определяет главным образом архитектурное лицо постройки. Если же задача максимально защитить строение от осадков, то большие свесы преуспеют в этом более явно.

    Да и изолирующий слой крыши они также дополнительно защитят. Максимальные размеры фронтонных свесов представлены в стилях шале и фахверк: как известно, они произошли из мест, где погода бывает сурова, потому такой стильный ход предусматривался прежде всего практичностью.

    Когда обшивать свесы:

    • параллельно с укладкой кровли, или после ее монтажа;
    • отделка свесов не откладывается, иначе первая же непогода может повредить крышу (или даже унести, если ветровых досок нет, и карнизы не подшиты);
    • правда, и спешка ни к чему – материалы и крепеж выбираются так, чтобы отделка фронтонных свесов служила столько же, сколько и основная отделка конструкции.

    Еще на этапе проектирования фронтона следует подумать о системе вентиляции. Есть несколько вариантов: в первом случае можно установить перфорированную металлическую ленту либо планку на ветровую доску.

    Другой вариант предполагает приток через софиты, пластиковые или металлические, обязательно перфорированные.

    Обзор вариантов конструкций

    Организуют фронтонный свес разными способами.

    Часть обрешетки

    Тот, кто строил крышу, знает, какой сложной является ее устройство. Одна из составляющих конструкции – обрешетка. Фронтонный свес фиксируется с края. Если так, стропила должны быть чуть длиннее обычных на 30-50 см. Этот способ выбирают, когда кровлю решено покрывать чем-то легким. То есть фронтонный свес как часть обрешетки подойдет к европейскому шиферу, рассматривается и относительно металлочерепицы, и мягкой кровли.

    Ширина свеса ограничивается 50 см, а если свес делать пошире, его масса станет причиной погнутых стропил. Способ конструкции с частью обрешетки – типичный случай в сооружении загородных домов. Это можно объяснить дешевизной процесса и простотой работы. Расход пиломатериалов и обшивочных материалов кровли повысится совсем незначительно.

    Минималистическое решение

    Как уже отмечалось, есть и такие постройки, где фронтонный свес фактически отсутствует. Карниз и фронтон в данном решении обычно находятся на одной высоте. Если постройка выполняется в минималистичном стиле, это неплохой вариант, хоть и не совсем привычный.

    Практической выгоды здесь мало, но есть стилистический акцент на минимальный размер элемента.

    Параллельно стропилам

    Фронтонный свес почти всегда находится в вертикальной плоскости, но бывают решения, когда он находится горизонтально, продолжая плоскость крыши. Край крыши тогда будет значительно выходить за фронтон. Это сделано, чтобы можно было выдержать немалый вес. Такая конструкция применима к бетонной черепице, керамической черепице и шиферному покрытию.

    Какие материалы используются?

    Если с конструкцией решено, пора переходить к выбору материалов для формирования свесов.

    Рассматриваются чаще других несколько вариантов.

    • Вагонка. Определенно, очень удобный продукт, качественный, знакомый. Только сначала вагонку предстоит обработать. Необязательно использовать отделочную шпунтовую доску, можно использовать доски ели или сосны. К стенке, по краю стропил, крепится брус, а к его низу фиксируется доска. И только потом можно монтировать вагонку. Оптимальное междосочное расстояние – 2 см. Вместо каждой третьей планки ставится вентотверстие – это обеспечит систему вентиляции на крыше.

    • Пустотелые ПВХ-панели. Это, конечно, самый дешевый вариант, но не самый практичный. Устанавливается по той же схеме, что и вагонка. Использовать этот вариант или нет, нужно решать из соображений сочетаемости с основным отделочным материалом.

    • Профнастил. Это металлическая конструкция, потому нужно давать себе отчет в том, что он может меняться под термическим воздействием. Потому полоски черепицы крепятся на небольшом отдалении друг от друга. А крепится профнастил на саморезы. Гвозди не используют.
    Читайте также:
    Характеристика бакелитового лака + особенности применения

    • Стальные листы. Сталь обязательно должна быть оцинкованной, иначе она проржавеет. Сгодятся также медные или алюминиевые листы. Когда листы стали будут резаться, нужно не терять из виду, что бока не оцинкованы, не защищены от ржавчины – чтобы их уберечь, нужно просто покрасить.

    • Стеновой сайдинг, виниловый. Этот материал рассматривается в том случае, если им же выполнена обшивка дома. Тогда это созвучно, разумно, предсказуемо. В других вариантах сочетание будет спорное.

    • Металлические софиты. Надежный вариант, обещающий служить много лет. Делаются софиты из оцинкованной меди, алюминия или железа. Помимо неоспоримого качества, это еще и очень грамотное в эстетическом смысле решение.

    Подшивать свес не слишком сложно, вполне можно обойтись без наемных мастеров.

    Как сделать своими руками?

    Рассмотреть процесс можно на нескольких распространенных примерах. Вот как подшить свес фронтона сайдингом пошагово.

    • Чтобы это выполнить, крыша над фронтоном должна выходить на полметра вперед. Если стать внизу и посмотреть на выступающий элемент, обнаружатся стропильные ноги, идущие наружу. К ним прикрепляется брус вдоль наружного края.
    • Если софиты приобретены 3-метровыми листами, чтобы их зафиксировать, сначала придется разрезать на фрагменты. Каждый кусок – полметра.
    • Вплотную к стенке ставится брус 5 на 5 см, делается это саморезами, так чтобы низ пребывал на одной горизонтали с нижним краем внешнего бруса.
    • Теперь можно крепить софиты максимально аккуратно. Сначала их монтируют с одной стороны крыши, потом с другой. Первым крепится верхний кусок, потом по нему прикладывается нижний, крепится и он.
    • Перед установкой надо удостовериться, что низ стропильных ног не имеет выступа. Если выступ есть, придется подпилить.
    • Возле сгиба и на краях ставят вырезанные листы. По внешней кромке обшивки надо прибить уголки, которыми закроются отверстия. Зоны, куда вкручивался крепеж, обязательно закрашиваются – иначе там появится ржавчина.

    Следующее описание – монтаж свеса по коробу. Это актуально для крыш с небольшим уклоном. Сначала выравниваются стропильные концы – обязательно на этом этапе работ присутствует полиэтиленовая настилка. Между крайними концами стропильных ног натягивается шнур. Делать это нужно так, чтобы под него попадали концы. Расстояние до стенки высчитывается по длине наиболее короткого выступа. Обязателен контроль интервала, в котором находится стена между крайними стропилами – он должен быть равным.

    После этого рассчитывается кратность числа досок на монтаже, число должно быть целым. Шнур регулируется по этому показателю. Остается только удалять стропильные концы. Описанная выше последовательность применяется, если доски устанавливаются параллельно стене. А вот если подшивка перпендикулярная, правильно вначале поставить опорные планки. Они ставятся на стропилах в местах слияния со стенами, а также по концам ног. Крепление материала осуществляется на саморезы.

    А еще свес можно подшить по коробу. Это будет актуальным, если крышу решено оформить с крутым скатом. Конечные части стропил торцуются по шнуру. Чтобы сформировать каркас, крепятся планки из бруска 5 на 5 см – делается это перпендикулярно стене. Другой брусок должен быть вертикальным, по стенке между двумя стропилами. Фронтон является той важной частью дома, которая распределяет и сохраняет тепло внутри него.

    В частности, это важно для мансардной крыши, которая отдана под жилое помещение. Если фронтон в каркасном, кирпичном (да и любом другом) доме не обшить, он будет буквально опустошать бюджет хозяев помещение зимой придется тщательно обогревать.

    Свес является частью фронтона, который решает и утилитарные задачи, и стилистические, а значит, имеет смысл повозиться и с ним.

    В следующем видео вас ждет устройство фронтонного свеса крыши.

    Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

    В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

    Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

    Содержание

    Устройство подшивки свеса крыши

    Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.

    У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

    К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:

    Виды софитов для разных задач

    По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

    Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

    • двойные и тройные;
    • сплошные и перфорированные.

    Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

    При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

    И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

    Читайте также:
    Шикарные апартаменты в Варшаве от Hola Design

    К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

    Выбор материала: дерево, винил или сталь

    По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

    Софиты из пластика или винила относительно пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

    Виниловые софиты прекрасно сочетаются с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

    Т.к. софиты находятся всегда в тени, нет нужды переживать, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в покраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и с имитацией натурального дерева.

    Современные металлические софиты изготавливают на специальном оборудовании путем проката. Производят их из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

    Полиэстер в качестве покрытия для стальных софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей стойкостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом.

    Обычно производители предлагают приобрести сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармонируют друг с другом и по форме, и по цвету, и по виду покрытия.

    Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

    На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживать значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

    Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям. Впрочем, это наиболее дорогой вид софитов.

    В этом плане куда выгоднее деревянные софиты. Правда, их время от времени придется приводить в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

    Есть и такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена вентзазором.

    А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом, но и самым неприхотливым, эстетичным и обладающим естественной защитой от воздействий окружающей среды. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может достигать 150 лет!

    К примеру, пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина.

    Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон — синтетических или натуральных.

    Срок службы такого материала достигает 50 лет, отсутствует линейное расширение при перепадах температур. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и деревянная.

    Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

    Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов они отличаются хорошей прочностью и жесткостью и большим выбором цветового решения.

    Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

    Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свесов

    Перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявить мастерство и аккуратность здесь придется.

    Дело в том, что если при подшивке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

    Технология монтажа

    Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

    Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.

    Читайте также:
    Экспрессивный дизайн гостиной в ярко-красном цвете

    Монтаж перфорированной виниловой подшивки

    Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

    Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:

    Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:

    • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
    • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
    • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
    • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
    • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
    • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
    • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

    А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:

    Монтаж сплошной металлической подшивки свеса

    Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

    При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:

    Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

    Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

    Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

    Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:

    Финишная отделка свеса крыши

    Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:

    Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

    В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

    Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

    Монтаж деревянной подшивки

    Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.

    Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:

    На практике установка деревянной подшивки выглядит так:

    Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

    Фронтонный свес крыши своими руками: Пошаговая инструкция- Размеры и конструкция +Видео

    При возведении жилья, как правило, особое внимание выделяют крыше. А неотъемлемая часть крыши – это фронтонный свес. Если подойти к этому вопросу не серьезно, то деньги, потраченные на обустройство всей кровли можно выкинуть на ветер. Нам потребуется обшить кусок стены, который ограничен скатами самой крыши. А снизу проводим утепление. И именно на эту тему мы сегодня поговорим. Разберем виды фронтальных свесов, способы утепления и обшивки и конечно технологию монтажа.

    Конструкции фронтальных свесов

    Давайте начнем с понятия фронтальный свес – это продолжение элементов ската крыши, обрамляющий торцевой фронтон по бокам и в заключительной стадии переходящий в карниз.

    Строительные нормы не регламентируют ширину свеса, обычно она составляет от 40 см. до 70 см.

    Конструктивные решения можно выполнить следующим образом:

    • Свес формируется за счет обрешетки кровли. Это самый экономичный способ. Просто при монтаже обрешетки, стропила удлиняют на 30-50 см над торцевой стеной.

    Такой конструктивный способ применяют для легких кровельных покрытий (мягкая кровля, европейский шифер, металлическая черепица). Так же есть ограничения по ширине свеса, не больше 50 см. Если сделать ширину больше, то кровлю покоробит и изогнет из-за большой нагрузки на стропила.

    • Способ, при котором фронтонный свес отсутствует. Это когда фронтон расположен на одной высоте с крышей. Присуще постройкам в стиле минимализма.

    • Свес выполняют параллельно стропильной конструкции.Стропила устанавливают как внутри крыши, так и снаружи фронтона кровли. Стропильная нога играет роль фундамента для обрешетки, кровли.

    Для усиления свеса, выносят промежуточные брусья, и опорные коньки которые относят к несущим элементам крыши. Такая схема позволяет делать большой вынос свеса.

    Применяют на крышах с тяжелым кровельным покрытием (бетонная черепица, шифер, керамическая черепица).

    Как подшить фронтонный свес

    Способы подшивки свесов

    Существует два способа подшивки свесов:

    1. короб из дерева
    2. по стропилам.
    Читайте также:
    Тонкости создания гармоничного дизайна ванной комнаты

    Первый способ используют, когда угол кровли большой. Берем доску примерно с толщиной в 40 см. и крепим ее в пространстве между стеной и стропилами. Есть маленький нюанс, если один край данной доски крепиться к ноге стропил, то следует установить вторую доску вертикально, для выравнивания плоскости.

    Второй метод используют при незначительных уклонах кровли. Стропила должны образовывать ровную поверхность, но достичь этого крайне тяжело. Поэтому применяют тонкие доски, которые крепятся к стропилам, длина которых от стены до края навеса. Выравнивать доски следует по шпагату, а крепить с помощью саморезов или железных уголков.

    Материалы, которые используют при отделке свесов

    • Вагонка. Один из самых удобных вариантов. Следует обратить внимание, на то, что все элементы требуется обработать специальными средствами до монтажа. Вместо отделочной шпунтовой доски, можно использовать доски из сосны и ели. Монтаж начинается с того что, брус крепиться к стене параллельно нижнему краю стропил. Между стропилами и брусом устанавливают дополнительную доску на одном уровне.

    После этого делаем обрешетку и приступаем к монтажу вагонки. Каждая доска обрезается по длине индивидуально, а при крепеже оставляют расстояние между досками 2-3 мм.

    • Профнастил. На уровне свеса, вдоль стены и вдоль стропил крепят брус на одном уровне. Вымеряем размеры и нарезаем профилированный металлический лист. Так же не забываем, что металл при высоких температурах расширяется, а при низких сужается, поэтому крепим полоски с небольшими зазорами. А еще не забываем устанавливать решетки. Крепим с помощью саморезов, гвозди не рекомендуются, так как крепление будет не плотным, а так же можно деформировать поверхность молотком. Стыки декорируются внешними и внутренними угловыми планками.
    • ПВХ пластиковые пустотелые панели. Их часто используют для устройства фронтонного свеса. На данный момент самый дешевый метод подшивки. Очень легко повреждается и не надежный.

    • Листы оцинкованной стали, алюминия или меди. Все листы имеют толщину от 0.6 мм. до 1 мм. Монтаж так же прост, выравниваем поверхность. Размечаем листы согласно шаблонам.

    При резке оцинкованной стали края обрабатывают краской, чтобы ржавчина не появилась. А алюминий и медь покрывают специальным полимерным покрытием, для более качественной защиты.

    Алюминиевые и медные листы крепятся с помощью специальных фиксирующих защелок.

    • Сайдинг стеновой. Этот вид отделки идеально подходит, когда дом полностью обшивают сайдингом. Получается красиво и в едином стиле. Крепеж проходит по такому же принципу, как и крепление поверхности всего дома.
    • Софиты.

    Бывают ПВХ и металлические софиты. Самый востребованный материал. Выполняются в различных исполнениях плоские, перфорированные, в виде решеток. Имеют богатую палитру.

    В комплект к софитам следует приобрести планки в виде латинских букв L и F.

    F крепят со стороны карниза. А планку L на специальной рейке, которую крепят к стене.

    Желательно все разметить, перед монтажом.

    Затем снимаем размеры от рейки до F планки, вычитаем 5-6 мм. для температурного расширения. И нарезаем софиты нужной длины.

    Подготовленные элементы слегка сгибают и крепят на свое место с помощью саморезов по металлу.

    Специалисты не рекомендуют проводить монтаж подшивки свеса при температуре окружающей среды ниже +15 градусов по Цельсию.

    Монтаж фронтонного свеса крыши можно выполнить своими руками, сейчас много фото и видео на просторах интернета, изучайте и вперед. Не стоит торопиться и следует быть аккуратными. Но лучше доверить дело специалистам.


    Красивые дома с односкатной крышей – 14 116 фото фасадов

    Фронтон представляет собой довольно значимый элемент скатных крыш, который наделен ограждающей и эстетической функцией. До мелочей продумать варианты его обустройства следует еще на этапе проектирования строения. Далее речь пойдет о способах, согласно которым обшивают и сооружают фронтон крыши, а также будут представлены все существующие на сегодняшний день материалы и технологии.

    Плюсы и минусы

    Односкатные крыши считаются самими недорогими и простыми в устройстве. И это действительно так, особенно при небольшой ширине здания. Тем не менее, в нашей стране дома с односкатными крышами встречаются совсем нечасто. По большей части это связано с тем, что более привычны для нас двух или четырех скатные кровли — они выглядят привычнее. Вторая загвоздка — найти проект, адаптированный под наши погодные условия. На западных ресурсах проектов очень много, но они разработаны под более мягкий климат, как правило, имеют большую площадь остекления. Найти архитектора, который грамотно изменит понравившийся проект очень непросто. Но если все-таки удалось, и при этом не нарушилась гармония здания, дом получается очень оригинальный.

    Один из проектов домов с односкатной крышей

    Многих пугают неровные потолки в некоторой части здания. Их, конечно, сложнее обыгрывать, чем стандартные, но и результат получается совсем другого уровня — оригинальный на 100%. Правда, и на этот раз найти дизайнера, который может разработать подобный интерьер на просторах нашей Родины очень непросто, тем не менее, возможно.

    Есть еще один выход — выровнять потолки за счет перекрытия, а свободное пространство под крышей использовать как технические помещения. Реализованы и такие варианты и хозяева очень довольны. Да, технические помещения на в цокольном этаже, а наверху, но зато никаких проблем с грунтовыми водами.

    Читайте также:
    Шлифовка кирпича: описание с фото, отзывы

    Это, пожалуй, все минусы или подводные камни, которые может принести односкатная крыша. Есть, правда, еще один момент, который сложно назвать недостатком, Из-за особенности строения кровельный материал на подобных домах с земли не виден. Если местность ровная, без больших перепадов высот, заморачиваться с внешним видом кровли, нет смысла. Лучше выбрать простые на вид, но качественные материалы, тихие (плоскость большая, при дожде шумит сильно) и надежные. Один из популярных вариантов — фальцевая кровля. Она обеспечивает должную степень герметичности, не очень шумит. Еще вариант — мягкая наплавляемая кровля из современных материалов. Такие крыши еще тише, а современные материалы могут эксплуатироваться 20-30 лет без ремонта.

    Как выбирать софит для подшивки? С перфорацией или без?

    Для справки: софиты – это панели специально предназначенные для подшивки карнизов, кромок, потолков в беседках, крытых террасах и т.д. Кровельные софиты бывают:

    • пластиковые – из поливинилхлорида (ПВХ) – оптимальный вариант – дешево, долговечно и просто в монтаже;
    • стальные из окрашенного и профилированного металла – выбор для тех, кто ищет прочность и защищенность, но здесь не сэкономить – сталь долговечна, но сложна в порезке к тому же кромки оголяют металл и отсюда начинает ржаветь;
    • алюминиевые – как правило анодированные панели – прекрасный внешний вид запредельная долговечность, и такая же стоимость.

    Одна из схем как подшивается карниз кровли своими руками на рисунке ниже, подробнее об этом ниже.

    Вы, наверное, заметили, что некоторые панели для подшивки кровли сплошные, а некоторые с перфорацией. Перфорированные панели нужны для вентиляции подкровельного пространства, см рисунок ниже.

    Рекомендуемые соотношения вентилируемых и обычных софитов:

    Для неутеплённых чердаков, подшивки кровель пристроек, беседок, террас – вентилируемый софит не обязателен, но его иногда берут потому что с ним красивее получается.

    Что такое фронтон? Общая информация о его устойстве

    Фронтон – это передняя часть здания под крышей, ограниченная скатами кровли и карнизом, она завершает фасадную стену. Фронтон может быть изготовлен до момента постройки крыши или же после этого этапа строительства. Второй вариант предпочтительнее, если чердачное помещение будет иметь небольшие размеры, а первый удобен при постройке фронтонов больших размеров, когда скаты крыши еще не оборудованы и не мешают процессу постройки. Они могут иметь различную форму, которая будет напрямую зависеть от конструктивных особенностей крыши – бывают трапециевидными, ступенчатыми, полукруглыми.

    Общие понятия про фронтон

    Однако в любом случае, как бы ни был построен фронтон, он не будет смотреться завершенным без финишной отделки. Лишь тогда материалы, использованные во время строительства, прослужат долго, так как будут минимально подвергаться воздействию погодных условий. В противном случае они быстро потеряют свои качества и испортятся.

    Проведение работ по отделке фронтона

    Отделка фронтона кровли подразумевает укладку утеплителя, гидроизоляционных и пароизоляционных материалов. Они не позволят холоду проникать во внутреннюю часть строения, а также удержат воду снаружи и предотвратят формирование конденсата. Пароизоляция крепится под внутренней обшивкой стен внутри чердачного пространства.

    Внимание! Не стоит забывать о вентиляции кровли – она должна быть обустроена так, чтобы воздух мог спокойно циркулировать в подкровельном пространстве и снижать количество образующегося конденсата.

    Фронтоны выполнены в классическом стиле

    После проведения всех этих подготовительных работ внешняя сторона фронтона, обращенная на улицу, обшивается каким-либо отделочным материалом. Правильно обшитый, этот элемент строения станет надежной защитой от холода и влаги, а также украсит дом. Еще эта часть здания может выступать в роли опоры непосредственно для самой кровли и балок перекрытий, повышает устойчивость кровельной конструкции.

    Фронтон, отделанный сайдингом

    Кстати, фронтон не всегда является обязательным элементом кровли. Есть варианты крыш, у которых есть только карнизы (например, кровля шатровой формы ).

    Шатровая крыша — конструкция

    Высота фронтона в целом может варьироваться от 0,7 до 2,5 м (оптимальный вариант – 2 м). Здесь может также иметься и дверь или окно, ведущее на чердачное помещение. Особенно важно наличие этих элементов, если обустраивается мансарда, где будут жить люди.

    Важно! Фронтон нуждается в дополнительном укреплении, которое проводится на этапе строительства. В противном случае этот элемент не выдержит ветровой нагрузки – а она в отношении него, как правило, оказывается очень и очень велика, если сравнивать с другими частями строения.

    Таблица. Разновидности фронтона.

    Как устроить надёжные и красивые свесы кровли

    Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

    Как подшить свесы крыши своими руками

    Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки — доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

    Свес имеет чисто практическое назначение — защиту стен от воздействия внешних факторов — дождя, града и снега.

    Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

    Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

    1. Лист металлический оцинкованный.
    2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
    3. Доска — вагонка шпунтованная.
    4. Сайдинг виниловый.
    5. Софиты — специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.
    Читайте также:
    Тонкости создания гармоничного дизайна ванной комнаты

    Различают два вида свесов:

      скатный свес является продолжением ската кровли;

    Скатный свес образуется за счёт продолжения кровельной конструкции за габариты дома для защиты от осадков
    фронтонный свес формируется на продолжении обрешётки с торцов здания.

    Фронтонный свес формируется выступами кровельного покрытия и обрешётки на торцах здания. В некоторых видах кровли его может не быть

    Фотогалерея: подшивка свесов кровли

    Отделка кромок свесов

    Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

    Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

    Оптимальный размер свесов

    Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры — широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

    Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.

    Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

    Основные способы подшивки свесов

    Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:

    1. Подшивка по стропилам. В таком случае материал прибивается непосредственно к стропилам с нижней стороны на расстояние укрываемой части, к торцу стропильной ноги прибивается лобовая доска. Их часто оформляют ажурной прорезной резьбой и окрашивают в контрастный по отношению к стенам цвет. При этом нужно соблюдать цветовую гамму с финишным покрытием кровли.

    Материал для подшивки по стропилам должен гармонировать с кровельным покрытием
    При подшивке по горизонтали вначале устанавливается планка, которая крепится непосредственно к стропильной ноге. Затем подшивается материал и устанавливается лобовая доска.

    Горизонтальная подшивка часто выглядит как декоративный короб
    Установка софитов. Эти изделия предназначены специально для подшивки свесов. Они бывают металлическими, пластмассовыми или деревянными. Непременным атрибутом софита является вентиляционная решётка, предназначенная для пропуска воздуха в подкровельное пространство для вентиляции. Он поднимается по оставленному зазору и выносит влагу от конденсата в область конька, где устраивается «холодный треугольник». Кроме того, решётка на софите не позволяет проникать под крышу птицам и крупным насекомым, в частности, осам, для которых чердак является излюбленным местом гнездования.

    В софитах всегда имеются решётки для вентиляции подкровельного пространства

    Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

    Чем подшить свес снизу

    Для формирования свесов применяются различные материалы:

    1. Доска из древесины хвойных пород — ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
    2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.

    При использовании вагонки не нужно набивать нащельники
    Сайдинг поливинилхлоридный. Этот материал принято применять для навесов на фронтонах, но используют его и для подшивки свесов. Материал ценен тем, что не нуждается в постоянном уходе. Пластины сайдинга устанавливаются под прямым углом к стенам. Крепление производится к деревянным планкам обрешётки самонарезающими винтами через предусмотренные для этого отверстия. Каждая очередная планка фиксируется к предыдущей детали замковым креплением. В комплект ПВХ сайдинга входят доборные элементы, при помощи которых можно скрыть концевые резы.

    Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе
    Профлист. Для подшивки свесов часто применяется профилированный лист. Для этой цели используют мелкогребенчатые сорта с высотой волны порядка 8–10 миллиметров. Их можно располагать по длине вдоль стены или в мелкой нарезке перпендикулярно. Такой профиль производится способом гибки на профилегибочных станах. Более удачным с точки зрения дизайна решением считается использование алюминиевого профилированного листа, полученного способом прокатки. Такой профиль может иметь анодированное покрытие самых разных цветов, в гамме которых можно подобрать нужный оттенок. Такой прокат долговечен и не требует постоянного ухода.

    Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

  • Гладкий стальной лист. Его используют с защитным покрытием из цинка или алюмокремния. Выгода использования состоит в возможности придать листу нужную форму гибкой. Используются также листы с защитным покрытием в виде краски или пластика.
  • Использование ОСП или фанеры. Это листовой материал, который хорошо подходит для отделки свесов. ОСП представляет собой изделие из специально ориентированной древесной щепы. Производится способом прессования с использованием полимерных связующих. Процесс происходит при высокой температуре и высоком давлении. В результате получается абсолютно не гигроскопичный материал высокой прочности. В то же время поверхность плит имеет оригинальный рисунок, позволяющий применять его в дизайнерских целях. Для отделки свесов применяется и фанера, изготовленная на полимерных связующих. Тем не менее наружные слои шпона подвергаются воздействию атмосферы и нуждаются в дополнительной защите после установки на свесы.

    ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений
    Софит — специализированный профилированный стальной лист для подшивки свесов. На заказ можно изготовить софиты длиной 0,5–8,0 метра. В стандартном исполнении их длина составляет 2,4 или 3,0 метра. Обращаем внимание, что кратность при этом составляет 0,5 или 0,6 метра. По внешнему виду софит имитирует укладку из бруса. Выпускаются двойные и тройные детали. Один или два выступа софита наделены перфорированной решёткой, обеспечивающей вентиляцию в подкровельном пространстве. Благодаря замковым соединениям софиты быстро и легко монтируются. Крепление на обрешётку производится саморезами. Применяются цветовые решения в пределах гамм RAL или RR, что позволяет подобрать любые тона, гармонирующие с цветом кровли и стен.

    Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

    Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

    Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

    Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры — длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

    Подшивка карниза своими руками

    Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

    Подшивка по стропиле

    Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:

      Выровнять концов стропил. Эту операцию нужно выполнять перед настилкой полиэтиленовой плёнки. Нужно натянуть шнур между крайними концами стропильных ног таким образом, чтобы под него попадали все оконцовки. Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу. Необходимо проверить, чтобы расстояние до стен на крайних стропилах было одинаковым.

    Расстояние до стены определяется по самому короткому выступу стропильной ноги

  • Рассчитать кратность количества досок на подшивку, чтобы их было целое число, отрегулировать положение шнура по этому показателю.
  • Обрезать концы стропил вертикально.
  • Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

    По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.

    Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

    Видео: как правильно торцевать стропила

    Подшивка свеса по коробу

    Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:

    1. Концы стропил торцуются по шнуру, как описано выше.
    2. Для формирования каркаса коробчатой формы к стропильным ногам крепятся планки из бруска 50х50 миллиметров перпендикулярно стене. Второй брусок устанавливается вертикально по стене между первым и стропилом.

    Каркас под обшивку свесов формируется из бруска 50х50 мм

  • Подшивка производится досками или другими материалами с размещением их вдоль стены.
  • Крепление выполняется саморезами.

    Подшивку свесов по коробу можно производить обрезной доской или любыми другими материалами

    Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

    Установка софитов

    При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

    Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.

    Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

    Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

    Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

    Видео: монтаж софитов

    Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: