Шлифовка изделий из эпоксидной смолы – инструкция и советы мастеру

Шлифовка изделий из эпоксидной смолы – инструкция и советы мастеру

Из эпоксидной смолы получаются очень красивые и оригинальные украшения – особенно при точном соблюдении технологии. Но даже у самого опытного мастера готовое изделие может быть немного неровным, на нем нередко имеются потеки. Справиться с проблемой поможет полировка эпоксидной смолы. Этот этап позволит обработать бижутерию и иные изготовленные предметы быстро и с отличным результатом.

Полировка изделий из эпоксидки

Бижутерию из эпоксидного компаунда сейчас делают многие рукодельницы. «Домашние ювелиры» точно знают, что при вынимании изделия из формы (молда) со стороны заливки часто образуется бороздка. Оказывается, эпоксидка по мере застывания немного уменьшается в размере и меняет форму. Не менее часто возникает потребность в коррекции гладких кристаллов, кулонов, медальонов. На их обратной стороне могут появляться разводы, потеки, наросты. Также необходимость в обработке поверхности есть при наличии таких дефектов:

  • излишков заливочной массы;
  • царапин и мелких сколов;
  • выступающих кромок;
  • неровных, заостренных краев;
  • впадинок.

Если дефект серьезный, отчаиваться не нужно. Придется хорошенько отполировать предмет, после чего нанести еще один слой эпоксидки. Это позволит скрыть недостаток без потери для качества. Все минусы будут сглажены, изделие станет смотреться идеально. Шлифовка и полировка – заключительная стадия работы, придающая завершенность украшению.

Инструменты и материалы

Обрабатывать готовую бижутерию в домашних условиях можно разными способами. Это делают вручную или механизированным методом. Самые простые приспособления для работы – обычная пилочка для ногтей, затирочная губка, наждачная бумага с мелким зерном. Ручной способ используется для шлифования самых деликатных изделий, для тонкой отделки. Более крупные предметы вначале шлифуют наждачкой с более грубым абразивом, потом грани зачищают начисто, доводя их до нужной гладкости, прозрачности.

Также для работы с галантереей могут потребоваться такие инструменты:

  • дремель – ручной инструмент с вращающимся стержнем, разными насадками, им можно шлифовать ювелирные изделия;
  • фрезер (машинка для маникюра) – работает аналогично дремелю, но имеет меньшее число оборотов.

Если кулоны, серьги, браслеты делаются регулярно, лучше сразу приобрести дремель. Им удобно просверливать дырочки для присоединения колец, проволочек крепления. Единственным минусом можно назвать непригодность мощного прибора для самой тонкой работы, для поделок микроразмера. Малые детали выбивает из рук, к тому же, есть риск пораниться. Поэтому следует иметь и электроинструмент, и ручные полировальные приспособления.

Рекомендации по шлифовке

Чтобы не пришлось удалять слишком крупные дефекты, следует заранее принять меры по профилактике, работать осторожно, аккуратно. Молды заливают медленно, без резких движений, равномерно. Это снизит риск формирования бороздок. Стол для работы нужно выставлять по уровню строго горизонтально, тогда эпоксидка распределится без потеков, перекосов.

Чтобы добиться блестящей поверхности изделия, следует выбирать молды с глянцевыми стенками. Матовая основа форм придаст такую же «внешность» украшениям из эпоксидной смолы.

Ниже приведен порядок полировочных работ, если дефекты на изделиях все-таки образовались:

  1. После вытряхивания украшения из формы нужно внимательно его осмотреть. Если есть крупные дефекты, вначале требуется грубая обработка. Для нее идеально применение полировальной машины со скоростью до 1000 оборотов в минуту. Такой способ устранит волны, наросты, сделает изделие более гладким.
  2. Вторым этапом придают украшению прозрачность. Для этого предмет должен полироваться менее крупным абразивом. Применяют профессиональные круги с мелким зерном, а также специальные автомобильные полировочные пасты. Круг смазывают пастой, предварительно убеждаются, что он сухой, чистый, без царапин.
  3. После использования полироли можно получить прозрачную, ровную поверхность застывшей смолы. Даже самые мелкие недочеты будут ликвидированы.
  4. В завершение работы изделие рекомендуется покрыть специальным лаком, защищающим пигменты от УФ-излучения. Это также требуется для предотвращения желтения.

Некоторые авторы советуют полировать предметы из эпоксидки поролоновыми кругами, насаженными на дрель, включая мелкие обороты. Вначале проходятся по граням мелкозернистой наждачкой с водой, убирая крупные неровности. Далее поролоном и полировочной пастой доводят украшение до блеска. Если полироли нет, применяют мыльную воду. Войлочные насадки использовать нельзя, они могут испортить предмет из эпоксидки.

Как полировать бижутерию и иные изделия, если специальных инструментов нет? Можно взять обычный маникюрный набор. Им спиливают неровности, затем до конца дошлифовывают поверхность наждачкой вручную с водой (используют зерно 600-800). В окончание работы берут полироль, втирают в предмет при помощи ватного кружка. Основание становится полностью прозрачным. После используют паркетный лак на водной основе, который придаст украшению завершенный вид. Вместо этого материала допустимо применить покрытие гель-лаком, затем высушить его специальной лампой для ногтей.

Читайте также:
Чем хорош металлосайдинг для облицовки стен?

Техника безопасности

Материал подвергается полной полимеризации спустя сутки, некоторые смолы можно эксплуатировать лишь через 48 часов. Начинать шлифовку можно только после отверждения эпоксидки, иначе изделие будет испорчено. До завершения полимеризации смола вредна для здоровья, она выделяет токсичные вещества. Не менее вредно вдыхать частички пыли во время шлифовки. Поэтому рот и нос следует защитить респиратором, глаза – очками, руки – перчатками. По завершении работы помещение надо тщательно проветрить, одежду постирать.

Как можно отполировать эпоксидную смолу своими руками

Эпоксидная смола давно превратилась из двухкомпонентного клея в уникальный поделочный материал, используемый при изготовлении оригинальных столешниц, ювелирных изделий. Качество изделий зависит от степени прозрачности смолы, техники обработки поверхностного слоя. Полировка эпоксидки проводится различными составами, материалами. У каждого мастера свои секреты. В обзоре представлены лучшие технологии.

Где применяется смола

Эпоксидная смола – универсальный клей, твердеющий до состояния монолита. Этот материал знаком многим. Стекловолокном, пропитанным эпоксидкой, укрепляют днища маленьких лодок и больших кораблей. В промышленном секторе смолу используют как связующий компонент при изготовлении композитных отделочных плиток, ламелей, палубной доски.

В чистом виде смола используется для создания глянцевых прозрачных поверхностей. После полимеризации приобретает высокую плотность.

После шлифовки и полировки обычная смола приобретает сходство с янтарем. Производители усовершенствовали состав, выпускают бесцветные композиции, которые можно подкрашивать для получения нужного оттенка.

В ювелирном деле посредством полировки удается получать настоящие произведения искусства. В процессе обработки приобретает благородный вид, долго сохраняет декоративность. Двухкомпонентный клеящий состав намертво прилипает к основанию, образуемый слой не растрескивается при высыхании за счет изменения внутренней структуры.

Эпоксидная смола, заливаемая в формы, после полимеризации хорошо поддается механической обработке: режется, шлифуется. В твердом состоянии поверхность стола, залитого эпоксидкой, сопоставима с искусственным камнем. Полимерной клеящей смесью заливают полы. Образуемый слой после обработки становится прозрачным, через который хорошо видна структура массива дерева. Качество поверхности готовых изделий зависит от того, чем полируют эпоксидную смолу.

Структура поверхности деревянной эпоксидной столешницы зависит от текстуры древесины, волокнистости. На спилах плотных пород деревьев дефектов меньше.

Необходимые инструменты и материалы

Поверхности из высококачественных эпоксидных составов приобретают товарный вид после предварительного шлифования и финишного полирования. Технология сильно отличается от процесса обработки стекла, камня, пластика.

Бижутерию в основном доводят до кондиции вручную, используя:

  • Пилочку для ногтей с алмазным напылением;
  • Мелкозернистую наждачную бумагу от «тройки» до «00»;
  • Поролон или специальные затирочные губки с наклеенным слоем абразива различной зернистости;
  • Полироли, различные полировочные составы или пасту ГОИ.

Мягким финишным абразивом может стать зубная паста, наносимая на мягкую ткань.

Ручной способ применяется при изготовлении деликатных изделий тонкой отделки. Обрабатывать подобным образом столы неудобно. Шлифовать большие площади вручную слишком утомительно, долго.

Для ускорения процесса применяют инструменты:

  • Дремель – подобие дрели со вращающимся стержнем, на котором крепятся всевозможные насадки для шлифования (минус использования дремеля – слишком высокая частота вращения насадки, новички способны повредить обрабатываемую поверхность неосторожным движением);
  • Дрель используется для спиливания больших наплывов, валиков, образуемых при реставрации поврежденных эпоксидных покрытий»;
  • Мобильный фрезер для маникюра – инструмент, аналогичный дремелю, но с меньшим числом оборотов, используется при выполнении тонкой работы, диаметр дисковых насадок варьируется от 10 до 100 мм.

Особенности расходных материалов:

  • Зеринстость насадок снижают постепенно, чем меньше шаг зернистости, тем ровнее шлифуется эпоксидный слой;
  • Пасту ГОИ выбирают по цвету: крупнозернистые светло-зеленого цвета, средняя – серая, мелкие – коричневые (самая мелкая почти черная), для шлифовки пользуются только зеленой и серой;
  • Автомобильная полировальная паста 5041-3М, продающаяся на развес, чище пасты ГОИ, ровнее ложится на насадки;
  • Полировочный воск для финишной обработки снимает слишком тонкий слой, процесс полировки затягивается;
  • Хороший результат дают полировальные пасты, выпускаемые под брендом «MIRKA», создают зеркальный блеск (продукт Polarshine 35 – шлифовальный, создает однородную матовость, паста Polarshine 20 применяется для финишной отделки).

Полироли, содержащие силикон, быстро создают приятный блеск, но эффект недолговечный, исчезает после обработки влажной тканью.

Подготовка поверхности

При изготовлении эпоксидных изделий нередко возникают подтеки и наплывы смолы, при осмотре выявляются другие дефекты:

  • Излишки, вытекшие за контур при заливке;
  • Белесые пятна, возникающие при попадании паров воды;
  • Мелкие сколы, задиры;
  • Складки, усадочные впадины;
  • Неровные кромки, слишком острые края.
Читайте также:
Стеклянная ванна - плюсы и минусы, производители и цены прозрачных ванн из стекла

Все эти дефекты устраняются жесткими абразивными материалами до шлифовки. Правильно отшлифованная смола выглядит невзрачно, эпоксидка получается матовой, это нормально.

Прежде, чем начать полировать эпоксидку, необходимо поверхность обеспылить и обезжирить поверхность (удалить следы рук, шлифовальной пасты). Без предварительной подготовки не получится тщательно отполировать смолу до зеркального блеска.

  • При заливке эпоксидного слоя важно большое внимание уделять формированию краев;
  • Если в смолу попадает вода, идеальной прозрачности полировкой не добиться, останутся молочные следы;
  • Эпоксидку наносят в несколько этапов, давая полимеризоваться предыдущему слою. Тогда усадка материала будет равномерной, не появится трещин, провалов, волнистости;
  • Перед обработкой все поверхности проводят тестовую обточку кромок.

Процесс шлифовки и полировки

Для начального этапа рекомендуется использовать ленточную насадку, которая захватывает большую площадь. Для финишной доводки бижутерии и столешниц лучше применять эксцентриковые различного размера. При использовании дрели важно правильно регулировать скорость вращения насадки, чтобы не появились выработки.

Если имеются крупные дефекты, их устраняют грубой обработкой. Рекомендуемая частота вращения – до 1000 оборотов в минуту, первоначальная зернистость абразива – 80. Когда волны, наплывы и другие неровности устранены, приступают к дальнейшей шлифовке. Зернистость снижают плавно: 80 заменяют на 100, затем делают следующее повышение, пока не достигнут 2000 маркировки.

Не все смолы одинаково шлифуются и полируются. За счет присадок производителям удается создавать широкий спектр эпоксидных продуктов.

Нежелательно использовать войлок, он создает царапины. Шлифовальные и полировочные пасты растирают мягкой ветошью. Для лучшего скольжения добавляют солидол или вазелин. Образуемая маслянистая пленка легко удаляется водой. Полировка эпоксидной смолы проводится до устойчивого блеска.

Для придания смоле прозрачности нередко используют шлифовальные машинки ля дерева, работающие в режиме вращения. На валу закрепляют резиновую воронку или насадку из упругого поролона, пропитанного полиролем.

Полировочные составы устраняют даже незначительную шероховатость на поверхности смолы, слой становится прозрачным, обретает благородный вид. Необходимо добиваться устранения всех дефектов, тогда получится качественная столешница или бижутерия. Применяя профессиональные инструменты, мелкозернистые пасты, удается избежать царапин, матовости.

После финишной обработки изделия с окрашенными смолистыми составами, рекомендуется покрывать специальным лаком, защищающим пигменты от УФ-излучения. Бесцветные эпоксидные слои после подобной операции не будут желтеть, не будет искажаться цвет заливаемой основы.

Некоторые мастера рекомендуют после финишной доводки применять мыльную воду. В растворе средства для мытья посуды смачивают полировочную насадку мелкой зернистости, проходятся инструментом по всей поверхности. Сразу становятся видны все недочеты, которые не удалось устранить. Мыло также используется как разновидность полироля для окончательной доводки мелкой бижутерии.

Обработка отполированной поверхности

Со временем столешницы, другие изделия из эпоксидной смолы тускнеют из-за естественного износа, механического повреждения поверхности. Появляются неровности, едва заметные вмятины. Ухудшается внешний вид слоя – пропадает былой роскошный блеск. Вернуть презентабельность поможет обработка паркетным лаком на водной основе с последующей полировкой кусочком мягкого фетра или шерсти. Лак быстрее затвердеет, если для сушки использовать фен или ультрафиолетовую лампу. После натирки возвращается прежний глянец.

Уход за поверхностью

Особенности эпоксидной смолы – низкая термостойкость. На стол нельзя ставить ничего горячего, пользоваться для мытья агрессивными моющими средствами, содержащими кислоты и щелочи. От химического воздействия смолистый слой способен помутнеть.

Эпоксидка заняла заслуженное место на стройплощадках, в быту благодаря универсальным потребительским свойствам, светопрозрачности, низкому коэффициенту усадки. Синтетический олигомер, состоящий из отвердителя и основы, образует водонепроницаемую пленку, сопоставим со многими стройматериалами.

Видео: Как полировать украшения из эпоксидной смолы

Технология полировки эпоксидной смолы

  1. Особенности
  2. Инструменты и материалы
  3. Как отполировать?
  4. Техника безопасности
  5. Рекомендации
Читайте также:
Технология и приемы художественной ковки

Многих поражает красота ювелирных изделий, сделанных из эпоксидной смолы. Правильное и точное соблюдение всех технологических этапов при их изготовлении позволяет получить красивые и необычайно эффектные украшения. Но нередко даже у более опытных мастеров изделия получаются с видимыми дефектами, они могут быть неровные, с потеками или царапинами. Шлифовка моделей, а затем и дальнейшая полировка позволит получить максимально качественную поделку, радующую своей красотой.

Особенности

ногие мастерицы занимаются изготовлением бижутерии из эпоксидной смолы. При вынимании готовой безделушки из молда, на ней довольно часто остается бороздка из-за уменьшения размеров эпоксидки при ее застывании. На изделии может появиться брак в виде разводов или потеков, а также наростов. Наличие подобных дефектов требует тщательной дополнительной обработки неровной поверхности. Проводят шлифовку, а затем и полировку при наличии следующих дефектов:

  • если в изделии есть излишек заливки;
  • при наличии царапин;
  • при появлении сколов;
  • при выступании кромок за пределы формы;
  • если есть заостренные края или впадины.

Даже при наличии серьезного брака можно исправить ситуацию путем шлифовки изделия, а затем нанесения на него дополнительного слоя эпоксидной смолы. На заключительном этапе проводится полирование модели, позволяющее придать украшению завершенный вид.

Инструменты и материалы

Обрабатывают украшения из эпоксидки ручным методом либо механизированным.

Для ручного метода берут обычные инструменты в виде пилки для ногтей, наждачки и затирочной губки. Этот способ подходит для тонкой ювелирной работы, при изготовлении деликатных украшений. Также желательно иметь увеличительное стекло или линзу – их использование позволит сделать работу безукоризненно.

Для крупных изделий применяют:

  • грубую наждачную бумагу;
  • дремель (инструмент, имеющий вращающийся стержень);
  • фрезерную машинку, используемую в ногтевом сервисе.

Тем, кто занимается изготовлением бижутерии в домашних условиях, стоит обратить внимание на дремель. Этот небольшой переносной инструмент имеет вращающуюся часть. Насадки для дремеля используют при гравировочных работах, они имеют разный размер и диаметр. Это довольно мощный прибор, но работая с ним, есть риск, что мелкие детали во время работы могут выбиваться. Да к тому же прибор обладает высокой оборотистостью, что нередко приводит к травмам руки. Используют его для просверливания отверстий, служащих для креплений.

Фрезеровочная машинка также с успехом применяется для работы. По принципу действия прибор схож с предыдущим вариантом, но с меньшим количеством оборотов в минуту, поэтому им можно шлифовать более мелкие предметы.

Еще одним приспособлением, используемым для полировки, является упругий поролоновый диск, который закрепляют на вращающемся инструменте. Диаметр дисков может быть самым разным, начиная от 10 мм и заканчивая 100 мм.

Диски перед работой натирают пастой ГОИ. Этот состав был разработан и запатентован в Советском Союзе для полировки различных линз, объективов, зеркал. Его и поныне используют во всем мире.

Применяют пасту ГОИ для натирания поверхности дисков. Средство может различаться по цвету в зависимости от степени абразивности. Самые абразивные пасты имеют светло зеленый оттенок. Более темная паста используется для придания изделиям зеркальности. Шлифовка изделий производится пастой зеленого и серого цвета.

Как отполировать?

Для того чтобы изделие имело законченный вид, его вручную доводят до оптимальной кондиции. При этом используется пилочка с напылением, мелкозернистая наждачка, а также поролон и полироль.

Перед началом работы важно обезжирить обрабатываемую поверхность, чтобы на ней не осталось следов от пальцев, остатков пасты. Без этого этапа не получится отполировать эпоксидку до блеска.

Техника полировки изделия включает насколько этапов.

  1. Вытряхнуть украшение из молда и осмотреть его со всех сторон. При наличии крупных дефектов обработка изделия будет более грубой. Такую работу лучше провести с использованием полировочной машинки с высокой скоростью. Это позволит быстро устранить брак в виде наростов и волн, сделает украшение гладким.
  2. На данном этапе изделиям придают прозрачность путем полировки абразивом меньшей зернистости. Для этого применяют специальные мелкозернистые круги и пасты, предназначенные для полировки автомобилей. На чистый, сухой круг наносят пасту – это позволит ликвидировать явные и самые маленькие дефекты.
  3. Использование полироли дает возможность получить очень ровную и прозрачную поверхность детали.
  4. После прохождения всех этапов поделку стоит покрыть лаком, который будет защищать изделие не только от воздействия УФ-лучей, но и от появления желтизны.
Читайте также:
Удаляем плесень в ванной — какие средства лучше подойдут

В том случае, если нет возможности использовать специальные инструменты для работы, можно сделать это обычным маникюрным набором. Используя его, нужно спилить все неровности. После этого поверхность ошлифовывают, продолжая обрабатывать наждачной бумагой и водой.

Затем на ватный спонж наносится немного полироли. Средство втирают в изделие, пока основание его не станет прозрачным. Для получения завершенного вида можно использовать лак для паркета на водной основе. Также можно взять гель-лак, а после его нанесения поделку высушивают под УФ-лампой для ногтей.

Техника безопасности

Работая с эпоксидной смолой, обязательно следует соблюдать технику безопасности. Это достаточно вредный материал, который сохраняет токсичность до 8 часов, – именно такое время необходимо до полного высыхания состава. Любая обработка или сверление изделия должна проводиться только после этого.

  • Занимаясь обработкой изделий, стоит заранее подготовить рабочее место, застелив его пленкой.
  • При большом объеме работы следует надеть защитный костюм, а также косынку или шапочку для волос. Так как при шлифовке деталей будет образовываться много пыли, работу рекомендуется проводить в специальном респираторе, имеющем пылевой фильтр.
  • Для безопасности глаз целесообразно использовать специальные защитные очки. При их отсутствии не следует низко наклоняться к материалу, чтобы образующаяся пыль не попадала в глаза.

Закончив работу, необходимо убрать все инструменты, вычистить одежду. Комнату, где проводилась работа, обязательно следует проветрить.

Рекомендации

Придерживаясь рекомендации опытных специалистов, можно произвести шлифовку с дальнейшей полировкой изделий из эпоксидной смолы без особых проблем. Чтобы в процессе работы не пришлось заниматься исправлением явных дефектов, обязательно всю работу нужно проводить аккуратно, не нарушая технологии.

  • Заливая эпоксидную смолу в молды, делать это следует не резко, медленно. Благодаря такому равномерному заливанию можно не опасаться появления бороздок.
  • Для того чтобы поверхность была блестящей, желательно использовать молды, имеющие глянцевые стенки. Матовая же основа молдов способна сделать матовой и саму форму, используемую в работе.
  • Рабочий стол должен быть выставлен ровно по горизонтали – это позволит материалу распределиться без потеков.
  • Для полировки подходят пасты 2-х видов. Можно использовать абразивную и безабразивную пасту. Первый вариант лучше использовать для полировки. Это средство подготовит поверхность для нанесения безабразивной пасты. При работе с безабразивной пастой готовое изделие получится глянцевым. При выборе данного варианта лучше использовать поролоновые насадки. Пасты, подходящие для обработки моделей из эпоксидки, можно приобрести в автомагазинах.
  • Работая с дремелем, важно, чтобы количество его оборотов в минуту не превышало 1000 оборотов. Если этого не придерживаться, то изделие может начать плавиться.

Новичкам может показаться, что работать с эпоксидной смолой не так-то просто. Но изучив азы работы, а также слушая советы и рекомендации специалистов, смело можно начинать творить и делать не только оригинальные украшения из эпоксидки, но и более громоздкие изделия.

В следующем видео рассказывается о полировке эпоксидной смолы.

Полировка эпоксидной смолы

Если вы когда-либо работали со смолой раньше, вы, вероятно, заметили после извлечения работы из формы, что поверхность автоматически не выглядит идеально гладкой и кристально чистой после литья и отверждения. Фактически, на следующем этапе большинство деталей необходимо освободить от тусклой серой дымки или даже от небольших неровностей поверхности. Вы можете отполировать эпоксидную смолу, чтобы добиться действительно полного блеска. Полировка эпоксидной смолы не требует особых навыков или технического оборудования. Приложив сравнительно небольшие усилия, вы сможете придать своей эпоксидной смоле блеск. Просто следуйте нашим пошаговым инструкциям, в которых мы ясно и доступно объясняем процесс полировки смолой.

  1. Можно ли полировать все предметы из эпоксидной смолы?
  2. Подготовка эпоксидной смолы: влажное шлифование
  3. Шаг за шагом: как работает мокрое шлифование
  4. Полировка эпоксидной смолы — пошаговое руководство
  5. Использование дрели или полировальной машинки — лучший выбор?
  6. Легко обрабатывайте большие площади с помощью полировальной машины
  7. Ручная полировка литейной смолы
  8. Инструкции по полировке смолой вручную
  9. Наш вывод:
Читайте также:
Удаление пятен с мебели

Можно ли полировать все предметы из эпоксидной смолы?

В принципе, можно тщательно отполировать поверхность практически любого типа заготовки или герметика на основе смолы для придания блеска. Конечно, это проще сделать с заготовкой соответствующего размера или большей площадью герметика, чем с очень маленькими заготовками с множеством краев. Эпоксидная полировка обычно без проблем работает в следующих областях:

  1. Полировка литых изделий из смолы
  2. Полировка картины из эпоксидной смолы
  3. Идеально полирует поверхности больших столов из эпоксидной смолы
  4. Отполируйте сочетание дерева и эпоксидной смолы
  5. Отделку полов герметиком из смолы
  6. Тонкое шлифование участков, которые были отремонтированы / заменены эпоксидной смолой

В наших инструкциях мы хотим показать вам конкретные этапы процедуры полировки плоских поверхностей из эпоксидной смолы, таких как столешницы. Мы также хотим объяснить, как можно без труда полировать формы из эпоксидной смолы.

Подготовка эпоксидной смолы: влажное шлифование

На этом первом этапе вы начинаете со шлифовки эпоксидной смолы посредством так называемого мокрого шлифования. В первую очередь вам понадобится обычная водопроводная вода и специальная наждачная бумага, подходящая для использования во влажных условиях. Решающим критерием для этого является нанесение абразивных зерен на водонепроницаемую ткань, которая не рвется во влажном состоянии при механических нагрузках.

При шлифовании вы начинаете с грубого зерна 120 и аккуратно продвигаетесь круговыми движениями до мелкого зерна 3000. Вы можете выполнить влажное шлифование вручную без какой-либо механической помощи. В качестве альтернативы вы также можете использовать орбитальную шлифовальную машинку. Когда вы закончите мокрое шлифование, поверхность вашей заготовки из эпоксидной смолы должна быть ровной и гладкой. Однако после этого только начнется собственно полировка эпоксидной смолы.

Шаг за шагом: как работает мокрое шлифование

  • Используйте распылитель или таз, чтобы обеспечить достаточное количество чистой воды на рабочем месте.
  • Смочите водой специальную наждачную бумагу и начните шлифовать поверхность заготовки круговыми движениями.
  • Вы также можете сделать наоборот и смочить поверхность смолы водой, чтобы сразу же приступить к шлифовке наждачной бумагой.
  • Обычно вода на поверхности становится молочно-мутной через короткое время во время шлифования. Вытирайте воду тканью между проходами шлифования и снова увлажняйте поверхность, прежде чем переходить к следующему шлифованию.
  • С каждым новым (более мелким) зерном воздействие шлифования на вашу заготовку будет все меньше и меньше. Помните: если царапины остались во время шлифования, их будет практически невозможно удалить при следующем шлифовании.
  • Будьте осторожны, чтобы не надавливать на края заготовки. Работайте особенно осторожно в этих областях, чтобы случайно не зашлифовать края слишком сильно.
    Наконец, вы можете просто удалить остатки воды с поверхностей мягкой тканью.

В некоторых случаях ваша заготовка может иметь в значительной степени гладкую поверхность после литья. Это огромное преимущество, особенно при использовании силиконовых форм. В таком случае вы можете легко сократить процесс шлифования, а иногда вам нужно только использовать относительно мелкое зерно наждачной бумаги для влажного шлифования. Иногда можно даже отказаться от влажного шлифования и продолжить работу непосредственно с полироли на основе эпоксидной смолы.

Полировка эпоксидной смолы — пошаговое руководство

На самом деле, в полировке литьевой смолой не так много подводных камней. Тем не менее, вы всегда должны работать на этом этапе очень осторожно и вдумчиво, чтобы в итоге получить красивую блестящую поверхность. С помощью подходящей полировальной пасты, например, можно придать эпоксидной смоле очень хороший блеск. Дополнительными факторами для достижения оптимального результата являются выбор используемой полировальной губки и установленная скорость используемой полировальной машины.

Использование дрели или полировальной машинки — лучший выбор?

Если вы хотите регулярно полировать эпоксидную смолу на больших площадях, то покупка полировального станка, специально разработанного для этой цели, непременно окупится. На такой машинке можно использовать разные полировальные губки для полировки смолы. Кроме того, скорость полировального станка можно отрегулировать таким образом, чтобы достичь оптимального результата полировки. Благодаря уменьшенному числу оборотов вы убедитесь, что поверхность вашей заготовки не слишком нагревается из-за тепла трения.

Мы не рекомендуем использовать угловую шлифовальную машинку для полировки смолы, поскольку эти машины обычно не оснащены контроллером для гибкой регулировки скорости. Если вы работаете с угловой шлифовальной машинкой, часто очень большое количество оборотов может привести к перегреву обрабатываемых поверхностей.

Читайте также:
Фото натяжных потолков с подсветкой

Если нужно полировать только небольшие предметы или формы из смолы, достаточно использовать обычную дрель с приспособлением для полировки, подходящим для этой цели. Обычно вы можете выбирать между полировальными дисками и полировальными губками разных размеров в соответствующем ассортименте. С небольшой полировальной головкой вы можете механически полировать даже очень маленькие заготовки.

Легко обрабатывайте большие площади с помощью полировальной машины

Для полировки больших поверхностей из эпоксидной смолы, таких как уплотненные поверхности пола или столешницы экстравагантного дизайна, по возможности следует использовать подходящий полировальный станок. Разницу между сверлом и полировальной машиной легко объяснить (не считая возможности управления скоростью вращения): сверлильный станок вращается только жестко вокруг оси, а полировальная насадка на полировальном станке движется эллиптически или эксцентрично. Это положительно сказывается на результате процесса полировки. Особенно если вы новичок, вы сможете добиться особенно блестящих результатов при полировке эпоксидной смолы с помощью полировальной машины.

Ручная полировка литейной смолы

Для небольших предметов может быть полезно провести процесс полировки вручную. В конце концов, таким образом вы можете работать более чувственно и всегда полностью контролировать интенсивность полировки.

Для этого вам понадобится следующее:

  • Чистая вода
  • Ткань из льна или хлопка
  • Бесцветная полировальная паста
  • Прямоугольный предмет из твердого материала, например дерева.

Инструкции по полировке смолой вручную

  • Нанесите небольшую порцию бесцветной полировальной пасты на льняную или хлопковую ткань. Затем слегка смочите ткань чистой водой.
  • Осторожными круговыми движениями протрите тряпкой поверхность детали из пластмассы, которую нужно полировать. Вы должны слегка надавить. Но не удивляйтесь, если заметный эффект заметите только через некоторое время. Может пройти немного больше времени, пока поверхность, над которой вы работаете, наконец не достигнет желаемого блеска.
  • Для полировки прямых поверхностей или краев вам понадобится деревянный брусок или такой же твердый и угловатый предмет: оберните ткань вокруг деревянного бруска и отполируйте каждый угол до блеска.

Совет 1. После нескольких минут терпеливой полировки часто возникают сомнения, будет ли поверхность когда-либо иметь желаемый блеск. Однако нередко матовый вид поверхности из эпоксидной смолы на самом деле возникает только из-за остатков полировальной пасты на эпоксидной смоле. С другой стороны, если вы регулярно стираете эти остатки полировки мягкой чистой тканью, вы всегда сможете внимательно следить за процессом полировки.

Совет 2: убедитесь, что для полировки деталей из литой смолы используется только бесцветная полировальная паста. Другие продукты могут оставлять цветные отложения на поверхностях, которые очень сложно и долго удалять.

Наш вывод:

Полировка эпоксидной смолы, как и все остальные этапы, на самом деле является неотъемлемой частью работы с эпоксидной смолой в различных проектах. Только при тщательной полировке можно создать такой блеск, который превратит красивую поделку в настоящее произведение искусства. Но это работает только в том случае, если вы заложите основу для идеально отполированной поверхности из смолы путем шлифовки (с разной степенью зерна) перед самой полировкой. Если неприглядные следы шлифования не удаляются достаточно тщательно на этом начальном этапе, даже окончательная полировка не может обеспечить желаемое качество поверхности.

Шлифовка и полировка украшений из эпоксидной смолы

Кажущиеся невесомыми украшения с фантастическими композициями внутри украсят любую модницу. Бижутерия из эпоксидного компаунда прочно заняла свою нишу на рынке хенд мейда. Но для достижения эффекта стеклянной прозрачности ювелиру требуется приложить немало усилий.

После отвердевания полимерного состава, как правило, ювелир сталкивается с необходимостью удаления небольших, но портящих внешний вид деталей. Например, при заливке медальонов вязкий состав стекает в процессе застывания, образуя ненужные подтеки и наросты. Их необходимо удалить и тщательно заполировать их следы. Иногда, если «лишней» массы много, придется не только отшлифовать изделие, но и залить еще одним слоем пластика, чтобы наверняка скрыть недостаток. Опытные мастера советуют обратную сторону медальона заклеивать скотчем. Тогда подтеки просто удалятся вместе со скотчем, и очистка потребуется минимальная.

Читайте также:
Фольгированный утеплитель для стен снаружи под сайдинг

После высыхания заготовки и извлечения ее из специальной формы-молда она также нуждается в дополнительной коррекции. Выступающие кромки или бороздки, образовавшиеся в процессе отвердения состава, требуют удаления. Обычно такой вид дефектов появляется при изготовлении при помощи молда браслетов и колец. Неровные и заостренные края, образующиеся на заготовках, нужно сгладить.

В подобной коррекции нуждаются и те отливки, чья форма не имеет недостатков. Чтобы изделие смотрелось идеально, его поверхности требуется тщательная зачистка – шлифовка и полировка застывшего сырья. Это заключительная стадия, придающая завершенность прозрачной глубине декора.

Техника безопасности

Эпоксидка полностью твердеет через 7-8 дней. Механическое обрабатывание рекомендуют проводить по истечении этого срока, так как частицы не до конца отвердевшей смолы особенно опасны – они сохраняют токсичность. Особенно это актуально при сверлении, но и шлифовка также может затронуть не до конца сформировавшийся компаунд.

По количеству отходов это самый «грязный» этап, поэтому рабочий стол лучше застелить куском полиэтиленовой пленки. Если предстоит большой объем работы, то нужно позаботиться и о защите волос и одежды.

На этом этапе образуется много мелкой пыли. Чтобы она не попала в дыхательные пути, рекомендовано работать в респираторе с пылевым фильтром. Также не стоит слишком близко наклоняться над обрабатываемой деталью, чтобы пыль не попала в глаза. Глаза можно защитить с помощью очков. По окончании работ рабочее место и одежду необходимо очистить, помещение проветрить.

Используемые инструменты и их применение шлифовки и полировки украшений из эпоксидной смолы

Дремель – это ручной электроинструмент с вращающимся стержнем и набором разнообразных насадок. У него множество областей применения, в том числе и в ювелирном деле.

Дополнительная возможность – с помощью входящих в комплект сверл очень удобно проделывать дырочки для креплений. Эффективен для снятия крупных дефектов, но для тонкой работы или обрабатывания маленьких поделок он слишком мощный. Возможно соскальзывание прибора, неравномерная чистка с созданием впадинок, появление ненужных царапин и т.п. При чистке маленьких элементов их просто выбивает из рук, к тому же руки можно поранить.

Еще один электроприбор – фрезер или машинка для маникюра. Ее принцип действия аналогичен дремелю, но число оборотов, как правило, ниже. Фрезер существенно ускоряет процесс шлифования и полирования.

Можно обойтись только ручными методами, используя наждак, пилочки для ногтей и затирочные губки. Для особо тонкой отделки или зачистки миниатюрных элементов подходит только этот метод. Начинать очистку следует абразивом с крупной степенью шероховатости, затем плоскость зачищается более щадящим способом, постепенно доводя деталь до требуемой гладкости и прозрачности.

Такой способ занимает много времени, но зато отличается особой точностью. Тонкие линзы, мелкие компоненты, плоские равномерные поверхности профессиональные мастера рекомендуют обрабатывать именно таким образом, т.к. здесь особенно трудно добиться равномерного удаления дефектного слоя.

Все вышеперечисленные способы зачистки вызывают появление большого количества пыли. Можно применить оригинальный технологический прием: обработку под водой. В удобный плоский лоток наливается вода глубиной 5-10 см. На дно укладывается кусок водостойкой наждачной бумаги выбранной степени абразивности, о которую с нажимом трется обрабатываемое украшение. При этом методе запыленность полностью отсутствует, а шлифование отличается скоростью и равномерностью. Он очень эффективен для колечек и браслетов.

Полезные рекомендации

Чтобы механическая обработка была минимальной, следует заливать молды равномерно и аккуратно, чтобы не образовывались ненужные выступы или бороздки. Работать следует на строго горизонтальных поверхностях, без наклонов. Иначе заливаемая смесь при застывании распределится неравномерно, и перекос необходимо будет корректировать.

Если изделие планируется многослойным, то нет необходимости тщательно выравнивать и полировать слой перед следующей заливкой. Достаточно убрать основные погрешности крупнозернистой абразивной бумагой или пилкой с крупной насечкой, а оставшиеся царапины надежно скроет новый пласт эпоксидки. Но если технологией изготовления предусмотрено покрытие лаком, то зачищать лакируемую плоскость нужно бережно и аккуратно, начиная с крупнозернистого обрабатывания и постепенно снижая уровень шероховатости абразива. Лак не скрывает повреждений, и декор потеряет привлекательность.

Приобрести сырье и инструмент можно в розничных или интернет-магазинах для творчества. Например, в нашем. Большой выбор и разнообразие позволят творить, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск красителя, фурнитуры или инструментов. Посмотрите наш каталог, там найдется все, что вам нужно!

Читайте также:
Цинерария приморская «Серебряная пыль»: описание, посадка и уход

Чем полировать эпоксидную смолу?

Содержание статьи

  • Способы обработки эпоксидной смолы
    • Шлифовка и полировка
    • Покрытие лаком или дополнительным слоем эпоксидки

Даже у самого опытного мастера после создания бижутерии, картины или даже столешницы из эпоксидной смолы на изделии остаются неровности, портящие его вид. Как же устранить дефекты и придать изделию дополнительный блеск? Разбираемся в статье

Способы обработки эпоксидной смолы

После того, как вы залили смолу в форму, опалубку или на основу (арт-борд или холст) после отвердевания вы можете заметить некоторые дефекты на поверхности изделия: неровности, вызванные самой формой или внешними факторами – пылью, ворсом и тд. Для устранения дефектов есть 3 вида обработки эпоксидной смолы: шлифовка + полировка, покрытие лаком или заливка смолы дополнительным слоем. Два последних вида актуальны только для картин, столешниц и других крупных изделий и только в том случае, если дефекты незначительны.

Шлифовка и полировка

Чем они отличаются? Шлифовка поверхности необходима для “спиливания” и “стирания” неровных участков, полировка – для придания поверхности идеального блеска. Полировка может производиться без необходимости предварительного шлифования, если вам нужно лишь усилить глянец поверхности вашего украшения. Но если вы затеяли сначала отшлифовать неровности, то без последующей полировки точно не обойтись, ведь поверхность потеряет изначальный блеск и даже прозрачность.

Производить шлифовку можно различными инструментами: наждачной бумагой вручную и при помощи шлифовальной машины и станка.

Шлифовка бижутерии дремелем

Для обработки крупных изделий и столешниц необходимы большие профессиональные шлифмашины, а вот для небольших изделий и бижутерии можно использовать станок, дремель, пилку для ногтей с алмазным напылением или вовсе – наждачную бумагу различной зернистости.

Так, например, вы можете взять наждачку 500, 1000, 1500 и 2500 зернистости и шлифовать начиная с самой крупной зернистости (500) для устранения наиболее крупных дефектов и заканчивая “нулёвкой” (2500) для подготовки поверхности к следующему этапу обработки – полировке.

Если для шлифовки необходим лишь инструмент, то создание идеального глянца невозможно без “полироли” – специальной пасты, которую наносят на рабочую поверхность и растирают специальными губками, тканью и другими приспособлениями для полировки.

Для полировки столешниц и других крупных изделий используются машины с большим полировальным кругом, для полировки бижутерии – дремель и подобные маленькие машинки, где есть возможность поменять насадку на плотный поролон, пропитанный полиролью.

Создание глянца на поверхности заливки с помощью полироли

Покрытие лаком или дополнительным слоем эпоксидки

Если у вас нет необходимых инструментов для шлифовки и полировки или вам необходимо устранить лишь незначительные дефекты на столешнице или картине, можно воспользоваться лаком. Лак необходимо выбирать качественный, прочный и нежелтеющий, желательно с дополнительной защитой от царапин.

Однако работать с лаком получается не у всех – некоторые лаки сложно или почти невозможно ровно нанести кистью или валиком без ворса – в конечном результате вы можете получить те же самые неровности, но теперь уже от лака. Ещё сильнее это заметно на небольших украшениях вроде колец или серьг – покрытие лаком при помощи кисти скорее испортит вашу бижутерию, поэтому для ювелирных украшений рекомендуются шлифовка и полировка.

Финишный слой эпоксидной смолой

Что касается эпоксидной смолы или других продуктов для создания финишного слоя – весьма неплохой вариант для картин, подстаканников и столешниц. Вы можете покрыть изделие прозрачным слоем смолы для заливок, что сделает рисунок под ним объёмнее и интереснее. А можете использовать продукт с защитой от царапин и высоких температур – идеальный вариант для столешниц и подставок под кружки/тарелки. А чтобы можно было класть холодные закуски, фрукты, печенья и орехи? Пожалуйста, и такой вариант есть – эпоксидная смола Art Pro 2.0 с сертификатом безопасности на контакт с холодными пищевыми продуктами – и дефекты можно скрыть и полезную функцию добавить подставкам и подносам из смолы.

Читайте также:
Удаление пятен с мебели

Самостоятельная укладка рубероида на крышу гаража

В гараже, помимо машины, хранится довольно много полезных вещей, которые не помещаются в квартире. Большинство из этих предметов требует сухого хранения, так как повышенная влажность негативно влияет на материалы, да и для автомобиля влажность — это основной фактор вызывающий коррозию метала.

Основным источником попадания влаги в гараж становится прохудившиеся крыша, поэтому вопрос как покрыть крышу гаража рубероидом своими руками, для многих, достаточно актуален.

Основные причины разрушения старого покрытия

Как правило, все гаражи, особенно в гаражных кооперативах построены по одному принципу и имеют плоскую крышу, которая обладает недостаточным уклоном для полноценного стока воды во время осадков. Учитывая желание сэкономить, застройщики используют дешевый материал для кровли, который довольно быстро приходит в негодность, особенно в местах стыка бетонных плит перекрытия, и в частях, где плиты прилегают к стенам гаража.

Еще одним аспектом, который приводит к быстрому разрушению целостности крыши, является использование некачественного материала, не соответствующих минимальным техническим нормам. Например, рубероида толщина и наружный слой, которого предусматривает только внутреннее использование.

Этапы строительства

Весь процесс, который поможет ответить на вопрос как правильно покрыть крышу гаража рубероидом можно разделить на несколько основных этапов, это:

  1. Подготовка и приобретение материалов.
  2. Подготовка поверхности крыши.
  3. Подготовка битумной мастики (если не используется готовые решения).
  4. Укладка рубероида.
  5. Дополнительная герметизация стыков (по необходимости).

Подготовительные работы

Прежде всего, необходимо произвести расчеты, как самого рубероида, так и дополнительных материалов, которые могут потребоваться во время работы.

Для перекрытия крыши потребуется:

  • рубероид
  • битумная мастика
  • паяльная лампа для нагрева.

Вместо рубероида можно использовать современный материал рубемаст или еврорубероид, который не требует использования мастики для покрытия крыши.

Расчет материала произвести очень просто, так как на каждом рулоне указана площадь, которую можно покрыть, как правило, это 10-15 м2. Посчитать площадь крыши гаража можно по стандартной формуле, умножив длину двух не противоположных сторон крыши. К полученной цифре нужно добавить еще 20-25%, которые уйдут на перекрытие полос и на подгибание материала по краям постройки.

Прежде чем начинать покрытие крыши гаража рубероидом, необходимо тщательно очистить поверхность от старого гидроизоляционного слоя, если он был нанесен. Нужно заделать все трещины и неровности на плоскости, для чего можно применять любой подходящий раствор цемента, штукатурки и т.д.

По возможности с крыши сдувают всю пыль, в идеале бетонную поверхность можно промыть водой и дать хорошо просохнуть. Этот вариант подходит только для сухой солнечной погоды.

Приготовление мастики

Чтобы рубероид лег хорошо на поверхность крыши образовав с ней одно целое, покрываем ее мастикой, которую можно приобрести в готовом виде или приготовить самостоятельно. Для приготовления мастики самому понадобятся следующие ингредиенты:

  • Керосин.
  • Битум.
  • Наполнитель.

Перед нанесением битума, его необходимо нагреть до кипения и подождать 10-15 минут, чтобы из его состава выкипели все лишние присадки. Этот процесс будет сопровождаться пенообразованием. Только после того, как пена полностью сойдет, можно добавлять керосин. В этом растворе керосин необходим для поддержания жидкого состояния смеси даже после ее полного остывания.

Многие профессионалы утверждают, что лучше покрыть крышу гаража используя горячую мастику, которая готовится следующим образом. В металлическую емкость с тонкими стенками заливают битумный раствор, который постепенно доводят до кипения. Когда разогретая смесь начинает подниматься в нее можно добавлять наполнитель, в качестве которого используют асбестовую муку, мелкофракционные опилки или торфяную крошку.

Последним, что добавляется для приготовления горячей мастики это отработка машинного масла. В среднем на приготовления такого состава необходимо 1-3 часа в зависимости от интенсивности кипения и объема.

Горячая мастика обладает несколько лучшими свойствами по сравнению с ее холодными аналогами, но и использовать ее можно только в разогретом виде, после застывания она становится непригодной, поэтому прежде чем покрыть крышу рубероидом необходимо озаботиться достаточным объемом мастики.

Укладка рубероида

Покрыть гараж рубероидом нужно минимум в два слоя, чтобы перекрыть стыки отдельных слоев. Для снижения расхода, нижний слой можно уложить из недорого материала и без присыпки наружной стороны, а уже для верхнего подбирать рубероид из серии 350 РКП.

Читайте также:
Технология и приемы художественной ковки

Начинать покрывать крышу рубероидом своими руками нужно с нанесения мастики. Ее наносят достаточно толстым слоем на участок крыши, куда будет укладываться полоса рубероида. Если мастика после нанесения начинает быстро остывать, то перед тем, как укладывать кровельный материал ее разогревают. Для этого используют газовую горелку или паяльную лампу с открытым пламенем. Учитывая, что все работы проводятся при повышенных температурах, покрывать крышу рубероидом лучше летом, когда температура воздуха достаточно высокая.

Прежде чем приступать к укладке рубероида его необходимо обрезать на полоски, чтобы упростить впоследствии процесс укладки. Еще одним секретом, который может облегчить работу с этим материалом, особенно если работы производятся в одиночку, является использование арматурной сетки, укладываемой в разогретую мастику. Такое решение позволяет упрочнить само покрытие, а также предотвращает сползание рубероида. Использование рубемаста вместо рубероида существенно снизит физические затраты, так как отпадает необходимость использования мастики. С другой стороны — это решение для покрытия крыши гаража стоит на порядок дороже.

Независимо от того, каким материалам покрывают крышу после его укладки необходимо добиться максимального прилегания к поверхности крыши по возможности устраняя все появившиеся пузыри. В противном случае — эти места станут наиболее уязвимыми перед механическими и физическими воздействиями и более того в них будет собираться конденсат, который рано или поздно, начнет проникать в помещение. С целью максимально плотного прилегания кровельного материала к поверхности крыши его необходимо тщательно раскатать небольшим ручным катком. В крайнем случаи можно использовать отрезок металлической трубы с достаточно большим диаметром.

Еще один важный момент в вопросе как покрыть крышу гаража рубероидом, является тот факт, что рубероид укладывают в два слоя, перекрывая стыки. Для этого, после укладки первого слоя, на него тонко наносят мастику, а верхний рубероид хорошо прогревается горелкой, для достижения максимальной эластичности и активации клеящего состава. Как правило, на рубероид наносят тонкую полиэтиленовую пленку, которая, во время нагрева, начинает изменять свой цвет и постепенно полностью сгорает. Это и является индикатором того, что рубероид готов к нанесению на крышу.

Как правило, крыша у гаража плоская, поэтому рубероид укладывают параллельно уклону цельными полосами, но бывают конструкции и с двускатной крышей, размеры которой не позволяют использовать этот способ, для перекрытия всей длины. В этом случае, покрыть гараж рубероидом нужно также вдоль уклона, перехлестывая конёк на 25-30 см. Сам конек можно дополнительно усилить сложенным листом металла. Обычно используют тонкую оцинкованную сталь или нержавейку. Полосками метала можно подбить края рубероида по всему периметру крыши, это существенно усилит конструкцию.

Ремонт отдельных повреждений

Нередко крышу гаража необходимо не перекрывать полностью, а лишь отремонтировать отдельные участки, чтобы устранить течь. Вопрос, как отремонтировать крышу гаража довольно распространенный, хотя в процессе работ не представляет труда.

Для устранения небольших повреждений не нужно полностью переделывать покрытую рубероидом крышу, достаточно вырезать поврежденный участок верхнего слоя. Затем залить его битумным раствором и приклеить новый кусок рубероида. Кусок рубероида должен превосходить вырезанный участок на 20-30 см. с каждой из сторон.

При незначительных повреждениях вырезать часть кровельного материала ненужно, достаточно сделать надрез крест-накрест и отогнуть края материала. Полученный участок прочистить от попавшей в него грязи и хорошо просушить, затем заполнить мастикой и приклеить оставшиеся края на место.

Много людей стремится самостоятельно проводить ремонт кровли гаража и причина в этом случае не в том, сколько стоит покрыть крышу гаража, а в простоте выполняемых работ, которые под силу любому человеку. Выбирая чем покрыть крышу гаража, большинство отдает предпочтение гибким материалам, таким как рубероид или рубемаст, работать с которыми несложно, да и цена на них совсем не велика. При этом эксплуатационные сроки могут колебаться в пределах 5-15 лет, в зависимости от индивидуальных условий климата в регионе.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: