Обжиг дерева Shou Sugi Ban. Как полузабытая японская технология переживает рассвет на Западе
Технология Shou Sugi Ban: от забвения к возрождению
Shou Sugi Ban — это измененный на западный манер термин того, что в Японии называют Yaki sugi-ita или просто Yakisugi. Речь идет о традиционном способе защиты досок с помощью обугливания. Не вдаваясь в лингвистические тонкости, Yakisugi можно свободно перевести как «сожженная кедровая доска» или «томление кедра». Эта технология активно применяется в Японии с XVIII века, но существуют и более ранние примеры ее немассового использования.
Метод консервации получил распространение как сугубо утилитарная технология. Обугленные доски использовались для отделки фасадов деревенских домов и складов, в которых хранился рис и другие запасы — таким образом японцы защищали самое ценное от пожаров.
С появлением современных материалов на родине эта технология защиты древесины оказалась почти забытой. Интерес к ней возродили западные архитекторы. Их впечатлила выразительность и непроницаемая глубина черных фактур — модернистская по своей сути, придающая постройкам ореол интриги и глубины. Так в последние десятилетия метод Shou Sugi Ban обрел новую жизнь на Западе.
Техника обжига, когда-то придуманная как средство пожарозащиты, снова удивила парадоксом — то, что в Японии традиционно считалось деревенским стало высоким архитектурным стилем на Западе.
Какие свойства приобретает жженое дерево
Возрождение интереса к технологии Yakisugi объясняется главным образом эстетикой, но это не списывает со счетов ее практической ценности. Давайте разберемся, зачем вообще жечь дерево и какими свойствам его наделяет тот самый «колдовской уголь».
Как уже было сказано эту технологию использовали главным образом для пожарозащиты. Можно не вдаваться в химию и описывать те структурные изменения, которые вызывает термообработка. Достаточно попытаться развести костер из обугленных головешек, и вы поймете идею, которую успешно использовали проницательные предки.
Второй важный момент заключается в том, что сжигание нейтрализует целлюлозу — углеводы, которые любят древоточцы, грибы и бактерии. Таким образом древесина становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения. Полученный слой древесного угля также отталкивает воду и предотвращает неблагоприятное воздействие ультрафиолета.
Доски, подвергшиеся обжигу по методу Shou sugi ban, при правильном монтаже гарантированно отслужат 80 и более лет. Это по весьма скромным прикидкам. Так, например, японский буддийский храм Хорюдзи в префектуре Нара существует гораздо дольше — это одно из старейших деревянных сооружений в мире сохранившихся на сегодняшний день. Первоначально пятиэтажная пагода была возведена в 607 году н.э. После пожара, который полностью уничтожил постройку, в 711 году храм был восстановлен с помощью технологии Shou Sugi Ban.
Техника обжига шусугибан в деталях — видео
В классическом варианте деревянные панели обжигают только с одной стороны. Стандартная толщина доски — 10-15 мм. Для достижения нужного эффекта три доски продольно связывают вместе, образуя треугольный туннель. В один из концов засовывают охапку соломы и поджигают, переворачивая конструкцию в вертикальное положение. При работе с длинными досками треугольную связку поднимают при помощи веревок, переброшенных через перекладину.
Во время горения мастер раздвигает щели между досками специальным клинком. Это нужно для обеспечения доступа кислорода и правильного распределения огня, чтобы каждая пласть обжигалась равномерно. Доски жгут 2-3 минуты после чего резко охлаждают водой.
Как это происходит на практике — смотрите видео:
На первый взгляд в технике обжига нет ничего сложного. Но на поверку все оказывается не так. Во-первых, нужно приловчиться жонглировать довольно громоздкой и полыхающей конструкцией. К тому же потребуется набить руку на том, чтобы правильно контролировать процесс горения и выдерживать нужное время обжига. Но куда большие сложности связаны с выбором древесины. В аутентичном варианте для этих целей используют криптомерию — японский кедр. К слову, он считается национальным деревом этой страны.
Не вся древесина принимает тепло так, как криптомерия. Если обжиг недостаточно глубокий, обугленный слой быстро разрушится, лишив облицовку не только оригинального внешнего вида, но и основных качеств: атмосферостойкости, пожарозащиты, устойчивости к гниению. Смолянистая древесина японского кедра обеспечивает быстрое и равномерное горение, а сама доска приобретает чешуйчатую фактуру, напоминающую черную кожу крокодила.
В наших условиях для изготовления панелей шусугибан мы бы рекомендовали экспериментировать только с хвойными породами.
О фактурах
В Shou Sugi Ban больше всего впечатляет загадочная красота обугленного дерева. Неудивительно, что именно эстетика стала решающим фактором возрождения интереса к этой технике. Декоративный обжиг позволяет добиться широкого многообразия фактур: от самых глубоких черных, напоминающих цвет воронова крыла, до менее экстремальных коричневых тонов.
Чтобы осветлить оттенок, обожженные доски чистят металлической щеткой. Этот процесс хорошо известен нам как браширование. После такой обработки доски традиционно покрывают маслом. Если вы изначально планировали создавать доски с неглубоким обжигом под браширование, нужного эффекта можно добиться более простой технологией — за счет обжига паяльной или газовой лампой.
Читайте по теме:
Даже если обжиг выполняется без ошкуривания, обугленный битумно-черный слой со временем исчезает. Выветривание и другие атмосферные воздействия постепенно разрушают «колдовской уголь», обнажая шоколадно-коричневую или темно-серую фактуру древесины. Это можно увидеть на многих исторических зданиях в Японии.
Что влияет на долговечность панелей
Древесина, обожженная по японской технологии, в среднем служит 80–120 лет. Срок эксплуатации зависит от большого количества факторов. В первую очередь — это вид используемой древесины и глубина обжига. Срок жизни сайдинга во многом зависит от особенностей установки. Влага, постоянно проникающая с тыльной стороны фасада, быстро приведет деревянные панели в негодность. Также обожженные доски не рассчитаны на контакт с землей, поэтому такую обшивку не делают в пол — в традиционных японских домах эту проблему решают при помощи каменного или кирпичного цоколя, как на фото выше.
Наконец, долговечность досок шусугибан во многом зависит и от особенностей атмосферных воздействий: интенсивности ультрафиолетового излучения, циклов замораживания–оттаивания, силы преобладающих ветров, агрессивности воздуха в прибрежных зонах, ориентации стен. Примечательно, что в Японии естественная состаренность фасада является поводом для гордости, поэтому обожженные панели редко подвергают окрашиванию и реставрации.
Обжиг дерева Shou Sugi Ban
Что такое Shou Sugi Ban
Shou Sugi Ban – это японский способ обработки древесины при помощи огня. В стране восходящего солнца ее еще называют Yakisugi, что при дословном переводе на русский язык звучит как «сожженная кедровая доска». В действительности, если совершить экскурс в историю, то выяснится, что обжигание дерева активно применялось не только японцами. Были времена, когда этот метод являлся единственным способом защиты деревянных строений от гниения. На Руси данный способ консервации называли «подкуривание».
Со временем, древняя технология Shou Sugi Ban была забыта, поскольку появились более выгодные, современные материалы, которые не требовали дополнительной обработки огнем. Второе рождение метод получил лишь благодаря западным архитекторам, которых впечатлила и восхитила красота обугленного дерева. Именно эстетические качества поспособствовали возрождению интереса к этой технологии, и сейчас она переживает настоящий бум во всех странах.
Преимущества обожженного дерева
Выдержавшая процесс обжига древесина становится менее восприимчивой к огню и на этом ее плюсы не заканчиваются. После обработки огнем, доска:
- становится непригодной для вредителей и любой биологической активности, что защищает ее от гниения;
- отталкивает воду и меньше подвержена неблагоприятному воздействию ультрафиолета;
- приобретает прочный верхний слой, что увеличивает срок службы – при правильном монтаже такой стройматериал гарантированно выстоит 80 лет и более;
- сохраняет изначальные свойства и внешний вид на долгое время.
Техника Shou Sugi Ban отлично проявляет текстуру древесины, делает ее более выраженной и красивой. В руках профессионала огонь может придать доске совершенно уникальный вид.
Область применения
Экологическая чистота, долговечность, потрясающая текстура и простота обработки сделали метод Shou sugi ban популярным во всем мире. Доску, обработанную огнем, чаще всего применяют для следующих работ:
- внешней и внутренней отделки любых строений;
- оформления интерьера;
- изготовления мебели;
- создания предметов декора;
- использования в ландшафтном дизайне (для постройки оград, заборов и пр.), а также в художественном творчестве.
Метод Shou sugi ban интересен еще и тем, что добавляет поверхности дерева разные фактуры: металлический блеск, который переливается при разном угле обзора, матовость, бархатистость и пр.
Суть метода
Классический подход
В традиционном варианте технологии Shou sugi ban процесс обугливания древесины выглядел следующим образом:
1. Соединяем три доски (толщиной 10-15 мм) таким образом, чтобы образовался треугольник.
2. Крепко связываем их между собой веревкой или проволокой.
3. Устанавливаем треугольник в вертикальном положении, контролируя при этом, чтобы к нему имелся доступ кислорода снизу и на стыках.
4. В нижнюю часть конструкции запихиваем пучок соломы или бумаги, после чего поджигаем их.
5. Процесс обжигания, как правило, занимает не более трех минут, после чего обожженные доски охлаждаем и промываем водой.
Изначально японцы применяли технику обугливания только на кедровых досках, однако позже стали использовать на ясене, дубе, клене и других сортах древесины.
Современный подход
В наше время для обжигания досок применяют газовую горелку и, в редких случаях, паяльную лампу.
Наиболее подходящим материалом для реализации техники Shou sugi ban являются хвойные породы дерева:
- Для создания фасада отлично подойдут сосновые доски, толщина которых от 20 мм, а ширина – от 140 мм.
- Для оформления интерьеров чаще всего используют дерево лиственницы, акации, ясеня или ольхи.
Продолжительность термического воздействия зависит от сорта древесины, ее уровня влажности, толщины и того, какой структуры и оттенка материала вы желаете достичь. Процесс обжигания выглядит следующим образом:
1. Прежде чем приступить к непосредственному обжиганию досок, необходимо потренироваться на нескольких тестовых образцах. Это позволит определить количество времени обжига, которое понадобится для получения желаемого результата. Горелку следует держать на расстоянии 30-40 см от обугливаемой доски.
2. Добившись проявления необходимого рисунка, позволяем дереву полностью остыть.
3. Как только дерево остыло, зачищаем верхний слой и полностью удаляем сажу. Для этого используем жесткую щетку или специальную латунную проволоку.
4. После этого тщательно промываем изделие проточной водой и оставляем сушиться. Если вы планируете покрасить доски в какой-либо цвет, то это нужно сделать именно на данном этапе.
5. Высушенное дерево обрабатываем тунговым маслом (натуральное нетоксичное средство без добавления каких-либо растворителей). Оно обладает высокой пропитывающей способностью, при этом не оставляет пленки на поверхности. Если доски предназначены для наружного использования, их можно дополнительно покрыть лаком, чтобы еще больше увеличить срок службы.
Если точно соблюдать все вышеописанные предписания, можно самостоятельно обуглить имеющуюся древесину и с ее помощью создать собственный, оригинальный фасад дома или интерьер комнат.
Цветовая гамма Shou sugi ban
Обработка древесины пламенем дает возможность не только получить оригинальную текстуру и рельеф изделия, но и придать ему красивый цветовой оттенок.
- При небольшой термической обработке можно получить ярко выраженный золотистый оттенок. Это достигается путем сгорания ворсинок и «задир», которые находятся на поверхности древесины.
- При более длительной обработке происходит обугливание древесины, что способствует появлению серебристо-черного оттенка.
- При использовании неравномерного обжига, можно добиться эффекта «мерцания» дерева.
Чтобы получить более светлый оттенок, обожженные доски следует тщательно очистить металлической щеткой. Данный процесс по отделке древесины называют браширование. После доски можно смазать маслом или покрыть лаком.
Что влияет на долговечность обожженного дерева
Древесина, прошедшая отделку обугливанием по Shou sugi ban, отличается высоким сроком службы, который колеблется от 80 до 120 лет. Срок эксплуатации определяется в зависимости от следующих факторов:
- вида используемой древесины;
- глубины и длительности обжига;
- особенностей установки (снаружи или внутри помещения);
- интенсивности ультрафиолетового излучения;
- частоты повторяющихся циклов замораживания-оттаивания;
При наружном использовании досок дожди, постоянно их омывающие, сократят долговечность деревянных конструкций. То же самое ожидает обожженные конструкции при контакте с землей.
Shou Sugi Ban – это своего рода новый архитектурный стиль. О его эффективности свидетельствует повсеместное использование обожженного дерева в Японии и других странах.
Технологии обжига дерева
- Для чего необходим?
- Плюсы и минусы
- Требования к древесине
- Типы
- Что потребуется?
- Этапы работ
- Чем обработать?
Обжиг дерева – древний метод, который является абсолютно экологичным, но, возможно, немного несправедливо забытым. Когда-то давно люди заметили, что обожженное дерево дольше сохраняет природные качества, и эта методика была естественной и безвредной, а потому востребованной. Сегодня дерево могут обработать целым рядом пропиток, покрыть лаком или покрасить. Его характеристики изменятся, материал будет более прочен и надежен, но ведь в такой обработке есть свои минусы. А значит, такая альтернатива, как обжиг, тоже должна рассматриваться.
Для чего необходим?
Конечно, пойти в строймаркет, купить лак и покрыть им деревянное изделие проще всего. Но химический состав лака постоянно выделяет в окружающую среду пусть небольшие, но вредные для здоровья человека испарения. Этому способствуют температурное воздействие, солнечный свет и даже работа радиаторов отопления. Наконец, не все материалы просто поддаются обработке, требуется другой подход. Тут на выручку приходит обжиг дерева.
Работает это так: в ходе нагрева, который постоянно находится под контролем мастера, во внешнем древесном слое стартуют процессы, стимулирующие сужение волокон. И наружные поры закрывают сажа и смола.
Потому верхний древесный слой уже не поддастся воздействию бактерий, того же огня, ультрафиолета, гниению. Да и выглядит обожженное дерево очень красиво, потому используется обжиг еще и для декора.
Такой декоративный способ изменения характеристик древесины еще и не очень сложен. И хотя предстоит иметь дело с огнем, сама методика элементарна. Обычно для обжига берут газовые горелки. Рядом должны быть средства безопасности: огнетушитель и ведро с песком. В древности же умельцы обходились факелами, бревно поэтапно переворачивалось на кожаных стяжках. Это могло называться как обжигом, так и томлением. Кедр, ясень, бук и клен брали чаще других пород.
Очень важно, чтобы сам материал в процессе обжига не горел, а именно опаливался. Это добавляло ему особой красоты, защищало от влаги и гниения, патогенных организмов. После обжига нужно было снять нагар, промыть заготовки и пропитать маслом. Помимо защиты дерево обретало особый оттенок. Сегодня же таким способом деревянным изделиям придается эффект «под старину». Срок эксплуатации такого изделия прилично возрастает.
Плюсы и минусы
В строительстве и иных сферах частенько применяется обжиг. Помимо придания особой фактуры дереву, такой способ хорош и по другим причинам.
Очевидные плюсы обжига дерева:
- сложные химические вещества можно не использовать – все будет натурально;
- если соблюдать технологии, способ не сложен, и специальный цех для обжига не потребуется;
- материал становится пожароустойчивым, износостойким, перестает быть уязвимым для микроорганизмов.
Высокие температуры приводят к тому, что в древесине под их воздействием распадаются гемицеллюлозные образования. Они же при горении образуют пиролизные газы, главная особенность которых – легкое воспламенение. То есть дерево станет устойчивым к возгоранию. Получается, что проблему возгорания решают способом «клин клином».
Значительный минус только один – процесс трудоемкий.
Помимо обжига поверхность придется зачистить и снова обработать.
Требования к древесине
Кедр изначально был самой податливой к обжигу породой. Бук и граб также можно считать деревьями с такой же фактурой, как и у податливого кедра. Деревья имеют высокоплотные слои, потому обгорает именно верхний слой. Это и есть основное требование к обжигаемому материалу.
Привычные тополь и клен после огневой обработки приобретают очень интересный рисунок древесной структуры. Особенно красив рисунок хвойников. Структура эта неповторима, уникальна, и эта декоративность особенно ценится.
Если же обрабатывать огнем березу, то дерево снижает теплоемкость и почти не обжигает кожу – это значит, такой березой можно отделывать стены баньки или сауны.
Вариантов термообработки существует как минимум 3. От типа обработки зависит не только оттенок, но и свойства дерева.
Поверхностный
Этот вариант задействуют чаще других. Времени тратить много не придется, спецподготовка не нужна, как и большие траты. Проводят такой обжиг именно в домашних условиях: берут паяльную лампу либо газовую горелку. Дерево обжигается на глубину не более 5 мм.
Глубокий
Популярен этот способ у тех, кто хочет искусственно состарить древесину. Таким типом обжига обычно оформляют брус. Оттенок дерева будет зависеть в большей степени от времени воздействия. Древесина может стать графитовой, а может – угольно-черной, то есть изменения будут кардинальными. Используется такое темное дерево для оформления панно, садовых дорожек. Глубина обжига может достигать 20 мм.
Полный
А этот способ обработки менее востребованный, но только в силу того, что не доступен всем. Дело в том, что обжигать дерево так получится только при температуре порядка 400 градусов. А для этого необходимы вакуумные печки. Потому массовым данный тип обработки не будет. Да и нет смысла применять его для больших объемов дерева: они уменьшатся вдвое после обработки.
А вот для разных декоративных элементов полный обжиг используется специалистами более активно.
Что потребуется?
В промышленном масштабе большие объемы древесины обжигают в вакуумных печах. Сгорать могут слои дерева толщиной до 20 мм. Дома такого эффекта добиться сложно, но и другие, более скромные результаты тоже впечатляют. А главное, что достичь их можно с помощью более доступных инструментов.
Источником пламени для обжига могут стать:
- паяльная лампа высокой мощности;
- газовая горелка;
- строительный фен;
- газовый баллон с насадкой и т.д.
Потребуется еще и инструмент, который счистит обгоревшие слои. Если обжигать предстоит небольшие дощечки, объем работ не очень значительный, можно обойтись простой металлической щеткой. А вот браться за массивные конструкции, например, мебель, лестницы, полы и даже постройки, удобно с использованием шлифовальной машины, пилы-болгарки или даже дрели с насадкой.
Остатки гари еще и обметать придется, и с этим хорошо справляется флейц, мягковорсовая щетка. Естественно, все работы должны пройти с соблюдением всех мер безопасности. Обязательно нужно защитить глаза, одежду и руки, чтобы искры и гарь не грозили им. Ведро с песком, вода, огнетушитель должны находиться в ближайшей доступности.
Этапы работ
Как осуществить обжиг в домашних условиях, можно рассмотреть на примере использования стандартной горелки. Рассмотрим пошагово обработку деревянной заготовки газовой горелкой.
- Пламя прибора необходимо выдерживать спокойным, ровным, голубоватым. А вот желтым огнем не обжигают.
- Чтобы обработать дерево равномерно,надо несколько раз провести инструментом по поверхности. Движения должны быть такими же, как если бы доску красили кистью. С верхней части стартовать удобнее. Обожженная доска должна быть прогоревшей на 4 мм в глубину.
- Щеткой или шлифмашинкой надо пройтись вдоль волокон дерева, стараясь не повредить структуру материала. В это же время используется и флейц.
- Процесс очистки (к этому нужно быть готовым) очень кропотливый, трудоемкий. Отсоединившуюся сажу убрать предстоит полностью. Если этот момент проигнорировать, красиво заготовка выглядеть не будет.
- Проверить качество проделанной своими руками работы можно так: дерево протирается салфеткой и мягкой тряпочкой. Для усиления рельефности можно еще раз использовать обжиг с последующим брашированием щеткой.
Результат такой работы – рельефная поверхность, оттенок которой может быть от нежно-золотистого до насыщенно-шоколадного. Иногда следом на поверхность кладут слой анилинового красителя.
Как обработать дерево по японской технологии пиролиза.
- С древесины необходимо снять верхний зольный слой. Доски надо промыть в воде, а далее хорошенько пропитать растительным маслом. Это поможет дереву стать влагоотталкивающим, с антисептическими характеристиками.
- Готовый материал станет темно-серебристым, блестящим. В старину данного эффекта достигали тем, что дерево просто отправляли в печку либо костер, сегодня же обращаются к горелке.
Японские мастера, которые обжигали так деревянные поверхности, защищали дома от пожаров. Слой золы не боится огня, потому для предметов и объектов, находящихся на улице, японский метод обжига оптимален.
Обработка деревянного изделия паяльной лампой проводится предельно разогретым инструментом. Огонь направляется обязательно только перпендикулярно поверхности. Как долго воздействовать, зависит от заготовки и конечных целей использования обжига. Все манипуляции необходимо выполнять размеренно, без спешки. Поверхность постепенно должна обретать контрастность. Потом изделие шлифуют, обрабатывают олифой или все тем же лаком.
Чем обработать?
В принципе, материал можно оставить в том же виде, не меняя ничего, не прибегая ни к каким пропиткам. Но многие мастера уверены, что все же покрыть лаком, пропитать маслом красивое, обновленное дерево лишним не будет. Особенно с учетом того, что это повысит уровень защищенности материала.
Масло лучше подчеркивает и декоративные характеристики дерева. Да и использоваться оно будет в таком виде еще дольше. А потом можно еще и поверх этой обработанной поверхности нанести лак, желательно – нитроцеллюлозный. Подойдет и смесь лака с искусственным воском. А вот если обработать нужно именно фасадную древесину, отличным составом будет скипидарно-восковой раствор.
Лучшим же средством для пропитки обожженного дерева является масло. Тунговое, льняное и конопляное – идеальный вариант. Жидкость удобнее наносить кисточкой, хотя и краскопульт подойдет. И это самый экологичный вариант обработки (в совокупности с обжигом).
Используют также колерованные синтетические масляные составы, они могут простые породы дерева визуально превратить в благородные. Они очень выгодно акцентируют структуру древесины, защищают ее от внешнего агрессивного воздействия.
Из обожженного материала изготавливают красивейшие шкатулки, большие панно на стену, багеты. Из него получится сделать и экстравагантные столы, стулья, солидные комоды и шкафчики. Отделка стен таким фактурным деревом тоже привлекательна, особенно в располагающих к этому стилях интерьера – от шале до лофта.
О том, как обжечь дерево своими руками, смотрите в следующем видео.
Покраска огнем: обжигание древесины для улучшения ее свойств
Деревянные постройки без дополнительной защиты не могут похвастаться значительной долговечностью. Следы гниения способны появиться на них довольно быстро, поэтому приходится применять различные технологии против развития плесени, микробов. Многие из них не отличаются экологичностью, и такую древесину используют только на открытом воздухе. Обжиг дерева — абсолютно безопасный метод, который был придуман много лет назад. Он позволяет надолго сохранить природные качества материала и придать ему необычный облик.
Технология обжига древесины: историческая справка
Обожженное дерево уже давно является популярным в ряде стран, тогда как в других только начинает входить в моду. Родиной методики считается Япония, где применяли так называемое томление кедра: обжигали дерево на кострах, потом убирали нагар, промывали и наносили тунговое масло. Это позволяло придать материалу блеск, благородный серебристо-черный оттенок и повысить срок службы до 80 лет. История технологии ведется с начала XV века, когда при сжигании насаждений кедра в противопожарных целях были случайно отмечены уникальные свойства получившейся древесины.
На острове Наосами в Японии и сейчас обожженное дерево повсеместно используется для постройки разных объектов, а также широко применяется для внутренней отделки помещений. Давно известна методика и в Европе, Америке, где ее практиковали наряду с осмаливанием — пропитыванием пиломатериала горячей смолой. Если раньше древесные заготовки обжигали открытым пламенем с помощью факелов, то сейчас для этой цели используют специальные вакуумные печи.
Структурные изменения древесины под воздействием обжига
По мере разрастания подкорковых слоев в древесине формируются новые поры. Это вызывает отмирание волокнистых клеток и приводит к повышению пористости структуры. Итогом становится неизменное свойство любой древесины — гигроскопичность, или способность впитывать и отдавать воду при смене влажности окружающей среды.
Дерево имеет неравномерную текстуру из-за наличия в составе целлюлозных полимеров, смол, сахаров и прочих органических компонентов. Также материал обладает высокой горючестью, склонностью к размножению грибков и прочих микроорганизмов, которые постоянно проживают внутри и начинают активно размножаться при малейшей сырости.
Снизить все перечисленные недостатки древесины, при этом оставив ее экологически чистой, способна технология обжига при помощи автоклавного нагрева (термолиза) или креозотной проварки.
В процессе проведения работ материал нагревается до +300…+400 градусов, что позволяет разрушить нестойкие гемицеллюлозные образования. Поскольку последние являются причиной появления горючих пиролизных газов, то их удаление сразу снижает возгораемость дерева.
Обжиг древесины, проводимый в домашних условиях, имеет менее выраженное действие и удаляет меньшее количество нестабильных соединений. Тем не менее, этого достаточно для улучшения эксплуатационных свойств материала. Также обжиг приводит к частичному закупориванию пор смолой и сажей, сужению каналов во внешнем слое древесины, поэтому внутрь практически не будут проникать бактерии, солнечные лучи, влага. Рыхлое дерево после обжига обретает и противопожарные свойства, становится невосприимчивым к гниению, меньше разрушается от осадков и ветра.
Типы обжига
Качество и внешний вид обожженной древесины могут различаться в зависимости от конкретной технологии, которая была применена. По глубине воздействия различают следующие типы обжига:
- Полный. Представляет собой обжигание пиломатериалов при температуре около +400 градусов в вакуумной печи. Такая древесина не слишком востребована, ведь ее объем уменьшается в 2 раза, а изначально высокие прочностные характеристики со временем уменьшаются. Обычно дерево после полного обжига идет на изготовление дорогой мебели, декоративных элементов и иного штучного товара.
- Глубокий. Популярный вид термической обработки дерева. Может использоваться в отношении нового и бывшего в употреблении материала, позволяет искусственно состарить доски, красиво оформить брус. Во время обжига в открытых печах равномерно прогревается вся толща пиломатериала, а поверхность становится темной (от графитовой до угольной). Допустимая глубина прогорания древесины — 20 мм.
- Поверхностный. Чаще всего используется в домашних условиях, подразумевает глубину обжигания материала до 5 мм. Метод легко осуществим при наличии газовой горелки или обычной паяльной лампы.
Преимущества и недостатки обжига пиломатериалов
Основное достоинство методики состоит в том, что она не требует нанесения пропиток, антисептиков, которые порой не являются экологически чистыми и могут содержать даже токсичные компоненты. Прочие преимущества обжига дерева:
- возможность проведения своими руками,
- отсутствие потребности в особых навыках, дорогостоящих инструментах,
- защита материала от ветра, влаги, плесени, микробов, насекомых, ультрафиолета,
- экономичность,
- придание пожаробезопасности (повторное возгорание почти невозможно),
- надежная профилактика гниения,
- обеспечение износостойкости, повышение срока службы.
К минусам можно отнести лишь трудоемкость процесса, который выполняется без наличия промышленного оборудования, ведь придется вручную обжечь каждую доску, затем зачистить и обработать ее. Тем не менее, неповторимая фактура, оригинальный вид и уникальные технические характеристики обожженного дерева нивелируют все возможные недостатки и повышают популярность технологии.
Обжиг в домашних условиях — возможен ли?
Чтобы обжечь древесину самому, нужно четко придерживаться советов специалистов и алгоритма выполнения работ. Поскольку в домашних условиях отсутствуют вакуумные печи, нужно заранее подготовить более доступные приспособления. В качестве источника пламени для обжига можно пользоваться:
- газовой горелкой,
- паяльной лампой,
- строительным феном,
- газовым баллоном с насадкой.
Также потребуются инструменты для чистки древесины. Если планируется работа с мелкими брусками, дощечками, можно взять металлическую щетку. Для крупного пиломатериала лучше подготовить шлифовальную машинку, болгарку, дрель с соответствующей насадкой. Чтобы было удобно обметать остатки гари, надо купить флейц (щетку с мягким ворсом).
Обжиг проводят на открытом воздухе вдали от предметов, которые могут загореться, особенно от бумаги, ветоши, текстиля, картона, фанеры. Обязательно уносят подальше любые растворы, составы и иные химические средства.
В целях соблюдения техники безопасности трудятся в перчатках, защитных очках, а рядом держат огнетушитель. Работать желательно на металлической или каменной поверхности, которая не боится нагрева.
Выбор породы древесины для обжига и требования к материалу
Нельзя подвергать обжигу древесину лиственных пород (вишню, ольху и прочие). В некоторых случаях производят обжигание бука и граба, так как они обладают достаточной плотностью и способны выдержать нагрев. Работу чаще проводят с хвойными породами. Лучше всего для этой цели подходит кедр, также можно применять ель, сосну, лиственницу.
Хвойные породы отличаются разнообразием рисунка, а после обжигания обретают неповторимую структуру. Чем больше сучков, сложных изгибов было на древесине, тем декоративнее будет результат. Важно, чтобы дерево было сырым, но содержать не более 15% влаги. Также можно обжигать уже готовые деревянные изделия, хвойный шпон.
Подготовка материала к обжигу
Свежую древесину не обязательно тщательно готовить к обработке, ведь пламя уберет все неровности, действуя по принципу шлифовки. Нужно только спилить крупные выступы, сучки, а также удалить смолу — если ее потеки загорятся во время работы, весь эффект будет испорчен. Слишком влажную древесину придется подсушить, иначе при испарении влага деформирует ее, появятся сколы и трещины.
Старую древесину готовят более тщательно. С нее надо убрать остатки краски, лака, провести шкурение, чтобы во время обжига не образовалось пятен и не случилось возгорания. Если дерево было ранее пропитано морилкой, его можно обжигать по общим правилам. Пиломатериал, покрытый олифой, обжигу не подлежит.
Обработка дерева паяльной лампой
Для данного варианта работы потребуется паяльная лампа, которая предварительно была максимально нагрета. Если разогрев недостаточен, на поверхности появится толстый слой сажи. Огонь направляют строго перпендикулярно положению досок, двигая лампу медленно, равномерно, обращая внимание на изменение цвета и структуры материала. Время воздействия выбирают самостоятельно: оно зависит от нужного эффекта и толщины заготовки.
После завершения обжига осуществляют первичную шлифовку изделия. Для этого доски по очереди укладывают на табурет или иную удобную подставку, тщательно обрабатывают шлифовальной машинкой, потом смахивают грязь щеткой. В завершение работы делают пропитывание лаком, олифой.
Обжиг дерева газовой горелкой
Для мастера работа с горелкой считается более удобной и легкой, нежели с паяльной лампой. Эффект будет привлекательнее, так как пламя горелки глубже проникает в структуру дерева. Но в процессе обжига важно следить, чтобы огонь не находился слишком близко к пиломатериалам, иначе на них останутся выгоревшие пятна. Сильное желтое пламя для обжига недопустимо. Оно должно быть спокойным, продолговатым и синеватым.
Начинают работу с верхней части доски. Проводят горелкой над изделием подобно окрашиванию кисточкой: плавно, равномерно. Повторяют процедуру 2–3 раза, после сбрызгивают материал водой из пульверизатора. По мере остывания древесину обрабатывают, удаляя рыхлый сгоревший слой. Проводят шлифмашинкой только вдоль волокон, чтобы не повредить их. Параллельно используют флейц для выметания нагара, особенно тщательно убирая глубоко засевшие частицы.
Качество работы проверяют путем протирания древесины салфеткой. Если требуется придание материалу антикварного вида, после осуществляют браширование щеткой. Также для искусственного состаривания древесины возможно нанесение специальных пигментов или особых финишных покрытий.
Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву?
Обожженное дерево имеет множество достоинств, и одно из них — повышенная прочность. Поэтому материал можно оставить в первоначальном виде после удаления остатков нагара. Тем не менее, опытные мастера всегда осуществляют дополнительную обработку дерева, ведь после нее уровень защищенности будет еще выше.
Обычно после обжига изделие или пиломатериал обрабатывают маслом, которое помогает улучшить декоративные и эксплуатационные свойства дерева. После этого чаще всего наносят прозрачный нитроцеллюлозный лак с защитными свойствами либо смесь лака с искусственным воском. Для обработки фасадной древесины используют раствор синтетического воска в скипидаре.
Выбор масла для дерева
Идеальным вариантом покрытия для обожженной вагонки или иной древесины для внутренней отделки является льняное, конопляное или тунговое масло. Жидкость наносят при помощи кисти или краскопульта (в зависимости от масштаба работ). Можно применять колерованные синтетические масла, которые придают дереву более благородный вид, имитируя ценные породы. Отличный результат дает смесь бесцветного воска с маслом, помогающая выгодно подчеркнуть структуру дерева и защитить его от внешних повреждений.
Применение обожженного пиломатериала
Готовый обожженный пиломатериал и изделия из него высоко ценятся строителями и дизайнерами. Из такой древесины делают двери, окна, беседки и террасы, скамейки и столики, садовую мебель и технические постройки. После обжига дерево прекрасно подходит для постройки заборов, иных ограждений, оформления полов и балконов, внешней отделки домов.
Использование обожженного дерева в интерьерах
Обработанная пламенем древесина прекрасно подходит для многих интерьерных стилей, особенно для кантри. После специального лакирования или окрашивания ее можно применять в стилях ретро, винтаж, прованс и прочих, которые подразумевают использование искусственно состаренной мебели и предметов декора. Чаще всего в интерьерах квартир и жилых домов можно увидеть такие изделия из обожженного дерева:
- шкатулки,
- панно,
- багеты,
- стулья и столы,
- комоды,
- шкафчики.
Кроме того, красиво смотрится в дизайне помещений полная отделка стен обожженным деревом либо оформление балок, перекрытий. Уникальный вид материала обеспечит роскошный облик всего дома.
Создание фасадов из обожженной доски
При создании фасадов кирпичных или деревянных домов такая древесина применяется весьма часто. После обжига материал становится более прочным и долговечным, поэтому при дополнительной лакировке или масляном пропитывании он будет служить без нареканий много лет. Эстетичность, оригинальность и экологичность — основные качества обожженной древесины, делающие ее одним из самых популярных материалов в строительстве.
Изысканно и шикарно: как использовать обожженное дерево в интерьере
Кто из нас не мечтает об экологичном жилище где-нибудь на берегу речки, с щебетанием птиц, и свежим воздухом? Одно тревожит – деревянная постройка не отличается долговечностью. Рано или поздно следы гниения дадут о себе знать. Натуральная древесина в последнее время популярна как материал для изготовления мебели и предметов декора. Чаще всего промышленно изготовленные образцы обрабатываются антибактериальными, противоплесневыми, а также противопожарными составами, которые, увы, не всегда отличаются высокой экологичностью и безопасностью. Есть ли альтернатива? Оказывается, всё давно придумали за нас – много столетий назад. Решение против старения и гниения было подсказано самой природой: нашими предками было замечено, что обожженное дерево дольше сохраняет свои природные качества. Как правильно провести обработку древесины в домашних условиях, а также нюансы использования этой необычной технологии рассмотрим подробно в нашем сегодняшнем обзоре.
Изучаем вопрос: зачем необходимо проводить обработку дерева огнем
Казалось бы, что может быть проще – купить лак, обработать древесину и жить спокойно. Но в процессе использования любые химические соединения – незаметно, но, увы, постоянно – могут выделять некоторое количество соединений в окружающую среду. Чаще всего это происходит под воздействием температур, солнечного света или радиаторных батарей. Не все отделочные материалы одинаково хорошо поддаются химобработке. Однако дерево – идеальный вариант для использования технологии прямого обжига. Как это работает? Во время контролируемого нагрева во внешнем слое древесины начинаются процессы, которые стимулируют сужение волокон, и внешние «поры» дерева закрываются смолой и сажей. Благодаря этому верхний слой древесины становится неуязвим для негативного воздействия окружающей среды, попадания бактерий, влияния огня, а также солнечных лучей. Кроме того, это действительно выглядит очень красиво.
Среди множества способов защиты деревянных изделий от воздействия негативных факторов обжиг считается наиболее удобным способом, который легко использовать в домашних условиях.
Совет! Чаще всего для обжига используют газовые горелки, а обжиг проводят со специальными средствами тушения: огнетушителем и ведром с песком. Однако, если вы правильно подберете вариант древесины, никаких эксцессов возникнуть не должно.
В древности никаких вспомогательных инструментов не использовалось. Нужные древесные заготовки просто обжигали с помощью факелов, поэтапно переворачивая на веревках или кожаных ремнях бревно. Иногда это называли обжигом, иногда томлением. Чаще всего использовался кедр, бук, клен, ясень. После обжига мастера снимали нагар, промывали заготовки и пропитывали тунговым маслом. В процессе обработки дерево важно было не сжечь, а именно опалить. Если технология была соблюдена правильно, то в результате дерево получало неповторимый оттенок, а срок его эксплуатации увеличивался до 80 лет.
Обработанный методом обжига спил ясеня. После очистки и обработки заготовка может превратиться в шикарную столешницу
Интересный факт! До сих пор на острове Наосами (Япония) в качестве основного стройматериала используют обожженное дерево. Оно обрабатывается особым способом, нюансы которого держатся в строжайшем секрете. Техника называется Shou Sugi Ban, что означает «томленый кедр». Из обработанной древесины строят не только дома, но и используют ее для изготовления мебели и элементов декора.
А теперь расскажем поподробнее о вариантах термообработки деревянных конструкций. Результат (оттенок, глубина обжига, характеристики) зависят от типа обработки и вида заготовки. Для обработки древесины используются три типа обжига:
- Вариант №1. Поверхностный обжиг. Один из самых часто используемых типов обработки. Он не требует большого времени, специальной подготовки и расходов. Обжиг обычно проводится в домашних условиях с помощью газовой горелки или паяльной лампы. Максимальная глубина обжига составляет около 5 мм.
Вот такая необычная мостовая из обработанных огнем срезов дерева может появиться и у вас на даче
Преимущества и недостатки технологии
Обработка дерева в домашних условиях имеет ряд бесспорных преимуществ:
- нет необходимости использовать сложные химические вещества;
- способ при соблюдении технологии достаточно прост и может быть реализован вне специального цеха;
- материал приобретает важные свойства: пожароустойчивость, износостойкость, дерево не подвергается влиянию микроорганизмов;
- процесс может быть осуществлен без помощи третьих лиц.
Интересный факт! Под воздействием высоких температур в древесине разрушаются гемицеллюлозные образования, которые при горении образуют легковоспламеняющиеся пиролизные газы. Соответственно, после температурной обработки дерево становится устойчивым к возгоранию.
Недостатком можно считать только высокую трудоемкость процесса, если его выполнять в домашних условиях. Процесс предполагает не только сам обжиг, но и зачистку поверхности, и дальнейшую ее обработку.
После термической обработки древесина приобретает изысканную, неповторимую фактуру
Можно ли провести процедуру обжига в домашних условиях
Как уже говорилось нами выше, обработка древесины в домашних условиях возможна. Однако следует придерживаться определенных правил и точного алгоритма выполнения работ. Эти этапы зависят от типа древесины и варианта обжига. Поэтапно разберемся со всеми особенностями и нюансами подготовительных работ.
Как выбрать породу древесины для обжига
Изначально, еще в старину, для обжига использовали в основном кедр. С течением времени было замечено, что аналогичной фактурой и качеством обладает обожженное дерево из бука, а также граба. Слои дерева этих двух пород обладают высокой плотностью, поэтому здесь обгорает в основном только верхний слой. А вот привычные нам тополь или клен, после обработки получают интересную вытянутую вдоль древесную структуру линий. Хвойные породы отличаются большим разнообразием рисунка. После декоративной обработки дерева появляется необычная, неповторимая структура. А вот обработанная огнем береза после обжига приобретает низкую теплоемкость и практически не обжигает кожу, что станет дополнительным бонусом для оформления в таком стиле стен душевой или бани.
Обжиг древесины по японской технологии
Этапы подготовки материала
Если со стороны все на первых взгляд кажется очень просто – спилил дерево, прошелся паяльной лампой и всё – то сразу спешим огорчить. Прежде всего необходимо тщательно отобрать материал. Само дерево необходимо подготовить к обработке: убрать сучья, спилить выступы, в идеале заготовки должны быть сухими и чистыми. Если дерево будет слишком влажным, при испарении влага может деформировать поверхность, создать ненужные сколы и трещины. Еще одно важнейшее требование – если вы используете старую древесину, которая была ранее использована, то необходимо удалить остатки краски и лака: все неочищенные химические вещества просто расплавятся и оставят ненужный след, что напрямую отразится на качестве отделочного материала.
Совет! Лучше всего провести шлифовку древесины перед обработкой. Это обеспечит равномерное окрашивание готового изделия после обжига и шлифовки.
Обработка дерева паяльной лампой
Важно помнить, что обработка древесины должна проводиться с помощью максимально разогретого инструмента. По аналогии со строительным феном (которым тоже можно проводить эту процедуру), паяльная лампа в прямом смысле слова должна разгореться и разогреть сопло. Для правильного обжига огонь необходимо направлять строго перпендикулярно обрабатываемой поверхности. Время воздействия здесь зависит от толщины самой заготовки и целей, которые вы преследуете. Самое главное – проводить манипуляции медленно и равномерно, обрабатывая всю поверхность, обращая внимание на изменение структуры материала.
Чем дольше время воздействие, тем глубже обжиг
Поверхность должна равномерно приобретать ровный, контрастный узор. Затем проводится первичная шлифовка изделия, а также обработка лаком или олифой.
Совет! Если вы не прогреете паяльную лампу до максимально возможной температуры, то вместо эффекта состаренного дерева вы получите слой сажи.
Для удобства деревянную доску укладывают на табуреты в несколько рядов. Причем доски лучше выкладывать в том же порядке, в котором будет проводиться их монтаж (если это фасад) или крепление. Обработка проводится последовательно для каждой доски.
Обжиг дерева газовой горелкой
В отличие от паяльной лампы, обработка газовой горелкой имеет ряд нюансов. Ее чаще всего используют для поверхностной обработки древесины. Это связано с тем, что пламя газовой горелки более глубоко проникает в структуру древесины: при увеличении времени воздействия не удастся добиться равномерности.
Именно поэтому в процессе обработки важно следить, чтобы горелка для обжига дерева не находилась слишком близко к обрабатываемой поверхности
Самое главное – строго контролировать собственные движения, чтобы не передержать пламя на одном участке в ущерб другому.
Вот такой может получиться обеденная зона, после обработки древесины огнем
Технология требует обязательного смачивания древесины после обжига. Причем период времени между обжигом и сбрызгиванием из пульверизатора должен быть одинаковым. После остывания верхний слой зачищается, сажа удаляется либо жесткой щеткой, либо специальной латунной проволокой.
Иногда изделие дополнительно шлифуют, чтобы добиться эффекта состаривания. Такой прием используется для придания изделиям неповторимого лоска
Нужна ли дополнительная защита обожженному дереву
Обожженное дерево само по себе обладает рядом неоспоримых преимущество, но и ему тоже нужна защита. Чаще всего после первого этапа очистки изделие обрабатывают маслом. Обычно после этого наносят защитный лак. А если покрытие будет использоваться для оформления фасада, используют синтетический воск, растворенный в скипидаре. Это позволит воску приобрести дополнительные скрепляющие и защитные свойства.
После нанесения защитного покрытия линии и текстура обожженного дерева проявляется более четко
Где используется обработанная древесина
Обожженная древесина в последнее время очень ценится дизайнерами. Купить интересные интерьерные вещицы из обожженного дерева можно в арт-мастерских или студиях современных дизайнеров.
Быть может, вас заинтересует вот такой эффектный столик из слэба дерева?
Эффект использования обожженного дерева в интерьере
Древесина широко используется для создания мебели. Неважно, будет ли это ровная доска, или необработанное дерево: в любом случае вы получите неповторимый предмет мебели, созданный с любовью.
Очень интересные арт-объекты получаются и для хранения вещей, а также вин, домашней утвари.
Иногда такими панелями отделывают даже целые зоны. К примеру, кухню или спальню.
Нюансы использования обожженного дерева в оформлении фасадов
В оформлении фасадов обожженное дерево используется весьма часто. Оно придает строению неповторимый шик. Если вы считаете, что это старит помещение, вы ошибаетесь! Оформление фасадов может быть весьма авангардным.
Возможности использования обожженной доски широки. Обработанное дерево показывает весьма хорошие «ходовые качества», его широко используют как для фасадной отделки зданий, так и для оформления интерьеров. Сам процесс, как мы выяснили, не столь сложен, а результат действительно впечатляет.
Если у вас есть вопросы, или вы хотите высказать свое мнение по теме статьи, оставляйте ваши комментарии в поле ниже.
Yakisugi – японская технология обработки дерева
Yakisugi (Shou Sugi Ban) или «томление кедра» — это японская технология обработки поверхности дерева с помощью огня. Этот нехитрый процесс позволяет не только проявить текстуру древесины, но и защищает её от пожара, гниения и насекомых. Срок службы подобной древесины увеличивается до 80-ти лет, поэтому ее используют для облицовки фасадов домов и строительства заборов.
История началась в 18 веке с массового сжигания с целью противопожарной защиты участков японского кипариса «Sugi», плотно охватывавшего японские деревни. Спустя некоторое время, жители понимают, что обожжённая древесина кипариса прекрасна защищена и удивительна по красоте, японцы стали повсеместно использовать её в строительстве.
Но на самом деле обжиг древесины применялся практически всеми народностями, поскольку в древности наряду с осмаливанием (пропитка древесины горячей смолой), обжиг был сам распространенным способом защиты древесины от гниения. Дело в том, что под воздействием высокой температуры в процессе пиролиза в наружном слое древесины происходит сужение волоконных каналов, закупорка их смолами и продуктами горения, что значительно упрочняет верхний слой древесины и увеличивает срок ее службы. В старину для обжига древесины использовался обычный костер. Очень часто обжигали лаги, доски для пола и кровли. На Руси этот процесс назывался «подкуриванием».
Преимущества подобной древесины после обработки огнем:
– Защищена от пожаров
– Защищена от насекомых и грибков;
– Простота в изготовлении;
– Со временем не меняет внешний вид и цвет;
– Срок службы – до 80-ти лет.
Как обработать дерево по японской технологии Yakisugi?
Сейчас для обжига древесины чаще всего используют газовую горелку. Для достижения нужного эффекта доски смолистой породы складываются в треугольную форму, чтобы они образовали короб, и затем обжигаются в течение 7-10 минут. Длительность термического воздействия влияет на долговечность обожженной доски и определяется видом древесины, ее влажностью, толщиной доски и желаемого эффекта от структуры и цвета. Затем горящую поверхность тушим, очищаем с помощью железных щеток от остатков пепла и промываем проточной водой. Готово! Теперь эту древесину можно использовать для облицовки фасада, трассы или забора.
Видео обжига дерева по японской технологии:
Примеры использования древесины после обработки огнем:
Работа с деревом
1.8K постов 12K подписчиков
Правила сообщества
2. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.
3. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.
4. Публикации должны быть связаны с деревообработкой или изделиями из дерева
вот этот больше похож на окращенный черной краской
П.С. собственно и в оригинальной статье нет ни чего про обжиг, а есть про краски
выглядит красиво, но древесина становится менее прочной, хрупкой
и запах гари все же не вымоешь ничем
Знать бы еще чем парень помазал очищенную доску в 1м видео, для блеска как я понял, а потом еще горелкой прошелся(та доска самая адекватная из картинок имхо и выглядит норм)
А каким образом обугленная древесина защищена от пожаров?
В качестве одного из хобби имею изготовление предметов интерьера из древесины, меди и пр.
И в кач-ве обработки когда-то (ещё до модных словечек а-ля браширование) придумал себе технологию проявления текстуры древесины с одновременным вроде как состариванием её.
Один из этапов – да, обработка газовой горелкой. Результат практически как на фото. Разве что более контрастен. Но тут уже можно варьировать.
Но этот пост подкинул мне пищи для размышлений. Спасибо.
А как наверное летом в жару там “хорошо”! Как в адовом котле!
Выглядит как баня по-черному.
пожар. неа. вы разве не слышали про японскую обработку дерева?
Надо взять на заметку, с брашированием и террасным маслом должно неплохо смотреться и долго служить
У нас такую технологию давно придумали.
– Как погорельцы @лять.
– Не погорельцы а Yakisugi.
– Одн хер. У меня на даче забор от горелой травы стал Yakisugi)))
У меня сосед на даче баню так отделал, правда не сам. Все еще стоит, без крыши.
под эту музыку, все что бы ты не делал будет выглядеть правильно
Технология из д. Колионово, МО, Россия.
Ооооооо! так у меня в деревне сторож пилорамного завода оказывается владел древним японским искусством. а не просто напился и сжёг его нахер.
Хм. И чего мы тогда после пожара дом по новой обшили?
Стоял бы себе по японской технологии. Угольком наружу.
В России красивей делают) сперва жгут дерево горелкой потом брашируют станочком с щеткой Получается офигенно, гораздо эстетичнее чем на видио
Деды давненько для заборов столбы обжигали, пока битум + соляру мешать не придумали.
Когда работал строителем, делали одному заказчику летний домик с такой обработкой дерева. Это был полный пи**ец: Лето, жара под 40 градусов, естественно работали практически в одних шортах, и эта сажа от дерева в носу, ушах, глазах и просто повсюду. Процесс достаточно трудоёмкий я вам скажу. Жгли газовой горелкой, потом зачищали доску железной щёткой и мыли водой. Домик получился очень даже красивый я вам скажу. Но чтобы ещё раз взяться за подобный заказ, я еб*л.
где-то даже рекламу читал,у нас производят доски такие,типа прошла термообработку 190 градусов,очень долговечная,гореть будет плохо..190 градусов-это наверно не такие копченые?
По мне так это обычные некрасивые угли. Жидкостью для разведения костра сбрызнул, поджег, раздул и можно шашлык жарить.
это какой то особый восточный дзен, ибо как то не очень красиво
Они там по 20 досок в день выпускают? Судя по видео
Выглядят как наши двухэтажные деревянные бараки, где живут люди не от хорошей жизни
Я так понял здесь расчёт на противников всякой химии вроде лаков, пропиток, красок
только есть один, но большой минус — такое дерево пачкается
Городок
Органайзер для украшений
Сделал тут месяц назад органайзер для хранения сережек или подвесок.
Панно из сосны на фанере 3мм.
Делал долго в свободное время.
И как всегда забыл фотать процесс.
Диспенсер для ватных дисков
Здравствуйте девочки и мальчики, всем всего доброго, хорошего, вечного. Итак, смеркалось. Я, выходя из Бауцентра, наткнулся взглядом на свет в окошке магазина, где торговали термодревесиной. Это был единственный раз, когда там оказался продавец. 15 минут общения, сдобренного достаточным количеством мольбы,угроз и шантажа, и мне подарили 5 кусочков планкена термоясеня и термоклена. Вот таких:
А тут жена недавно мне и говорит: “У всех уже давно есть диспенсер для ватных дисков, а у меня нет”. И нижняя губка, как у обиженного малыша. Ну, я, как учредитель общества подкаблучников, естественно, начал рукожопить (ну, или создавать впечатляющие изделия, которые увековечат мое имя в веках – нужное подчеркнуть, хотя я всё-таки за первое определение, ну да не в этом дело). Такое сложное изделие я ещё не делал: много поэтапных склеек, хоть какое-то украшение поделки, чтоб жешь понравилось любимой, и, спустя какую-то неделю, получилось вот это:
Без косяков не обошлось, естественно, но сильно видимых нет, с чем себя и поздравляю. Материалы, которые использовал: березовый брусок от поддона, термоясень, вишнёвая веточка и кусочек сосны на лепестки. Крышка из ясеня. Жена сейчас с детьми на своей родине, приедет – подарю. Как думаете, понравится? Всем добра, всего хорошего и того, чего я недопожелал, живите счастливо! Ну пожалуйста..
Каратист
Коллега увидел на рабочем столе несколько моих резных фигурок, и тоже показал чем увлекался. По-моему, весьма интересно.
Публикую с его разрешения.
Люстра. Соты со мхом
Много раз заказывали люстру в виде сот.
После одного заказа (панно) осталось немало стабилизированного мха.
И явилась мне идея скрестить ежа и ужа. Короче решил взять несколько сот что лежали как заготовки давно уже и сделать люстру мхом покрытую. Как всегда ради интересных фото – вдруг потом кто то купит.
Взял 10 сот из лиственницы, отшлифовал и разложил на столе согласна чертежу.
Там где предполагался мох – клеил донышки на большую глубину так как сам мох весьма пухлый и высокий. Соты были запилины из доски лиственницы 90х20мм предварительно строганной и шлифованной. Клеил на ПВА, обматывал скочем с хорошим усилием так что клей выдавливался. После склейки готовые соты шлифовал повторно. Если швы не идеальные – при необходимости шпаклевал.
Шестиугольные элементы выкраивал из фанеры на лазерном станке. При окончательной подгонке их необходимо отшлифовать под размер каждой индивидуальной высоты. Соты скрепляются между собой на клей и шурупы. Предварительно в стенках сверлим отверстие под электропроводку.
Склеенную конструкцию без ламп и без электропроводки покрываем морилкой и маслом. Вставляем лампы, разводим электрику и приклеиваем крышки (такие же шестигранные элементы из тонкой фанеры 3 или 4 мм).
Приклеиваем мох в готовую люстру клеем ПВА небольшими фрагментами равномерно заполняя площадь каждой пустой соты.
В верхней части люстры сверлим отверстия и фиксируем в них тросики 3мм. С противоположной стороны тросиков делаем крепления в виде петель для шурупа с кольцом.Также выводим провод желательно прозрачного цвета для подключения люстры к потолку.
Результат работы мне понравился.
Сделал фото на canon зеркалку и разместил в соцсетях.
Сама люстра прошла нагрузочные испытания и вскоре обрела новых хозяев.
Рукоделие и Ремёсла-DIY (Помощь и совет)
Снова прошу сил у Пикабутян и всея мудрых, творческих и одаренных.
Сам немногого умею и преуспел в жизни, также ресурсов для творчества имею немного немало, а то что есть. Хочу поднатареть в изготовлении подарков и различных полезных вещей из Дерева-Металла-Кожи и Стекла(Керамики, глины и т.п.). Сейчас начинаю с работ по дереву и техник декора и работ с ним, с досок их графическому оформлению (выжигаю, покрываю лаком). Может быть есть здесь те кто уже прошел немало тенистых путей в рукоделии и ремесле и поделится советами и ответами на многие вопросы по обработке того или иного вида дерева и материалов. Вообще надеюсь на помощь каждого, у кого есть возможность и время ответить Постом-советом на этот пост и дать полезные ссылки/обзоры/печатные и цифровые материалы. Очень будут полезны отсылки на интернет ресурсы, сообщества и порталы, где можно все посмотреть и пробовать в деле!
Заранее благодарю Пикабутян и пользователей Сети, кто рад и готов помогать советом.
П.С. Буду рад подключаться к такому движу и сам кому-нибудь помогать советами. Просьба оформлять посты системой тегов: Пост-совет, Рукоделие, Работа с деревом. Дерево, Металл, Кожа, Керамика, Глина и т.д.
П.П.С Также можно будет замутить обмен опытом и подарками-DIY, как это уже происходит в лиге Книголюбов и обмене вкусняшками”)
Технологические особенности марморирования поверхности
Марморирование (мраморирование) — процесс декорирования покрытия под мрамор. Мраморный вид придают самым разным материалам. Мраморируют стекло, керамику, бумагу, картон, дерево, ткани и даже гипс.
Общая информация
Мраморирование не отличается технологической сложностью и позволяет получить внешне привлекательное покрытие. Лакокрасочные материалы (ЛКМ) образуют многоцветные разводы. При взгляде на такие разводы создается ощущение схожести с мраморными прожилками.
Методика покраски при мраморировании отличается от традиционной. Не применяются такие приспособления, как пульверизатор, кисточка или валик. Окрашивание осуществляется методом окунания предмета в емкость с ЛКМ.
Окунание не означает полного погружения, так как лакокрасочный состав не заполняет всю емкость, а лишь создает поверхностную пленку на жидкости. Для придания покрытию желаемого эффекта применяется несколько разноцветных красителей. Их сочетание позволяет получить в итоге композицию.
В качестве красок для марморирования используются жидкие глянцевые эмали. Составы изготавливаются добавлением в воду алкидов или акрилатов. Глянцевые эмали быстро сохнут, отличаются устойчивостью по отношению к влажной среде.
Обратите внимание! ЛКМ для мраморирования должны быть легче воды, чтобы находиться на верхнем слое жидкости.
Технология мраморирования
Техника марморирования основана на применении специальных красок. Такие составы несложно найти в продаже. Стоимость подобных лакокрасочных материалов вполне доступна. Если же под рукой нет специальной краски, декорирование поверхности можно осуществить обычным лакокрасочным составом.
Окрашивание специальной краской
Для проведения работ понадобится такой инструментарий:
- специализированные ЛКМ;
- емкость для окунания в нее окрашиваемых изделий;
- иголки (зубочистки, соломинки);
- предмет для покраски.
Перед нанесением краски предмет нужно подготовить. Это обеспечит хорошую адгезию (сцепляемость между собой покрытий из разнородных материалов). Подготовительные работы состоят в обезжиривании поверхности и ее грунтовании.
Совет! Рекомендуется заранее обдумать желаемую цветовую палитру и приготовить нужные ЛКМ.
Инструкция по окрашиванию:
- Залить теплую воду в емкость. Воды должно быть достаточно для окунания предмета, но и не слишком много. В противном случае не избежать выливания жидкости.
- Взболтать емкости с красками.
- Добавить в воду по капле каждого вида краски. Фрагменты лакокрасочных материалов растекаются по водной поверхности. В результате растекания возникает тонкая пленка.
- Следующая часть работы — творческая и самая ответственная. От этого этапа зависит конечный результат покраски. Цель состоит в создании узора на обрабатываемом материале. Рисунок формируется при помощи иглы, зубочистки или любого подобного предмета (соломинки, спицы и т. п.). Это приспособление нужно для создания эффекта «водоворота» краски.
- Погрузить окрашиваемое изделие в жидкость. При погружении предмет покрывается краской. Если предмет легкий и тонкий (к примеру, бумажный лист), просто расположить его на водной поверхности.
- Как только предмет полностью погружен в состав, отодвинуть к стенкам краску. Далее достать уже окрашенное изделие.
Специализированные ЛКМ позволяют мраморировать с самыми нетривиальными эффектами. Возможно даже нанесение рисунков (цветы, орнаменты и т. д.).
После того как предмет извлечен из емкости, его высушивают. Сушку осуществляют только в вертикальном положении — в таком же, в котором предмет был изъят из воды.
Окрашивание обычными красками
Не обязательно полагаться на специализированные лакокрасочные составы. Однако такой подход сложнее в исполнении. В качестве альтернативы подойдет обычная масляная краска. Выбор масляных составов обусловлен их нерастворимостью в воде.
Секретом марморирования обычной краской является создание нужной консистенции. Требуемая густота получается только опытным путем за счет подбора количества растворителя. Если лакокрасочный материал опускается на дно емкости, состав чересчур густой, поэтому нужно добавить еще растворителя.
Важно не переборщить с растворителем: слишком большое его количество приведет к блеклости покрытия. Процесс окрашивания такой же, как в случае со специализированными красками.
Мраморирование бумаги
Для марморирования бумаги понадобятся следующие материалы и приспособления:
- краски (гуашевые, акриловые или даже пищевые);
- емкость под воду с лакокрасочным материалом;
- плотная бумага;
- соломинки;
- вещи, которые не жалко испачкать;
- газета или другая подкладка, на которой будет сохнуть бумага.
Инструкция по мраморированию бумаги:
- Набираем небольшое количество воды в емкость. Вода должна лишь слегка прикрывать дно. Добавляем немного лакокрасочного материала в жидкость. Оптимально выглядеть будет сочетание из трех цветов.
- Разводим ЛКМ, используя соломинку.
- Добавляем еще каплю лакокрасочного материала.
- Как только получаем запланированный узор на поверхности воды, опускаем в жидкость лист бумаги. Держим в жидкости бумагу 1,5 – 2 минуты. Не погружаем лист полностью: он должен находиться на поверхности воды.
- Достаем лист с поверхности окрашенной воды.
- Располагаем лист на какой-либо поверхности (к примеру, газете). Даем бумаге высохнуть.
- Когда лист высохнет, кладем на него несколько книжек. Это позволит бумаге полностью распрямиться после сушки.
Совет! Чтобы легко смыть краску, рекомендуется добавить в воду чуть-чуть растительного масла.
Мраморирование — не только способ получить красивое покрытие, но и увлекательный процесс. Хотя процедуру нельзя назвать слишком сложной, не всегда удается сразу добиться желаемого результата, так как для успеха нужно «набить руку».