Чем отличается долото от стамески? Отличия углов заточки. Какие бывают модели и какая между ними разница?

Долото — это инструмент, позволяющий мастеру работать с деревом.

Описание инструмента

Для выполнения ряда работ, как столярных, так и плотницких часто необходимо в массиве древесины делать отверстия прямоугольной или квадратной формы. С круглыми сквозными или глухими отверстиями все понятно – здесь достаточно дрели и сверла нужного диаметра. А вот с такими нестандартными отверстиями применяется долото – инструмент, предназначенный для долбежных работ.

Примитивно его можно представить в виде металлического стержня с одним остро заточенным концом. Но это только схематическое представление, на самом деле выглядит долото немного иначе, стержень его имеет сложную форму, с отточенным лезвием и с мощной ручкой из дерева. В основании конструкции лежит прямоугольный или квадратный стальной брусок. Рабочая кромка представляет собой скошенный край под углом 25-30 градусов. Другой конец обычно при ковке приобретает форму пики – на него надевается деревянная рукоять. Массивная деревянная ручка изготавливается из твердых пород дерева, но учитывая то, что именно по ручке будет приходиться удар киянки или молотка, материал выбирают прочный и вязкий, такой как бук или дуб.

Долото столярное может иметь различный размер лезвия, основное его отличие от других инструментов заключается в том, что лезвие по всей длине имеет одинаковое сечение. Это связано с тем, что оно применяется для черновой обработки заготовок, при этом основная работа заключается в долблении древесины поперек волокон. Выглядит оно массивно из-за большой рукояти и клинка. Секретом его выступает металл, из которого выковывается клинок. Сделать его в домашних условиях без навыков кузнечного мастерства сложно. Используемый металл должен быть прочный, долго держать заточку и не бояться ударных нагрузок.

Меры безопасности

При проведении столярных и плотницких работ методом выдалбливания необходимо обратить внимание на состояние используемого оборудования. Ведь чем лучше заточена рабочая поверхность, тем ровнее получится обрабатываемая поверхность. Чтобы избежать травм во время выдалбливания отверстий, обратите внимание на целостность рукоятки инструмента и ударной части киянки.

Там не должны присутствовать сколы и трещины. Обрабатываемая деталь должна быть надёжно закреплена. Направление работы должно производиться в сторону от себя.

Долото — это инструмент узкой направленности, поэтому крайне нежелательно использовать его не по назначению.



Устройство и принцип действия

Конструкция инструмента довольно проста – металлический стержень с заточенной кромкой на одном конце и деревянная рукоятка на другом. Для столярного инструмента существуют стандарты – долото ГОСТ 1185-80 определяет как ручной инструмент ударного типа.

Конструкция, несмотря на простоту, имеет свои особенности, а детали свои собственные названия. Металлический клинок называется полотном, деревянная часть именуется рукояткой.

Инструмент используется для долбления отверстий в продольном и поперечном направлении волокон древесины. При работе молотком или киянкой наносятся удары по рукоятке. Для того чтобы рукоятка не растрескивалась в верхней ее части допускается установка металлического кольца.

В работе долото используется следующим образом:

  • На заготовке расчерчивается место, которое необходимо выдолбить;
  • Острым краем лезвия ставится на линии перпендикулярной, направлению волокон и легким ударом киянки делает насечка;
  • Аналогичным образом делаются насечки по всему периметру выемки;
  • После того как будет сделана насечка по всему периметру делается выемка 3-4 мм древесины из отверстия;
  • Следующим действием идет выемка слоя в 2-3 мм;
  • После этого снова делается насечка по периметру;
  • Далее операция повторяется до достижения нужной глубины выемки.

Типы хвостовика

Для плотницкого и столярного типа инструмента допускается использование двух видов хвостовиков. Для столярного, чаще используется хвостовик в виде заостренной пики. Плотницкий вид может использовать и пикообразный хвостовик и хвостовик в виде чаши.

Такие типы хвостовиков используются в зависимости от назначения – чаша изготавливается для стержней в 18-25 мм, который используется в плотницком деле и способен выдерживать большие нагрузки.

Пика, используется для стержней небольшого размера. Такие типы хвостовиков кроме жесткой фиксации в массиве рукоятки дополнительно фиксируются металлическим колпачком со стороны лезвия. При использовании долота с таким типом рукоятки не стоит усердствовать молотком, лучше использовать деревянную киянку или колотушку.

Материал

В государственном стандарте определен и тип используемого материала для изготовления стержня. Для изготовления клинка используются 12 марок стали, для деревянной рукоятки используемый материал должен быть из твердых пород дерева.

Размеры и вес

Для инструмента определены и такие стандарты как размеры и вес. Столярные долота предназначены для чистовых работ и размеры их меньше. Так, при ширине клинка 6 мм максимальная масса должна быть 180 грамм. Самый большой вес столярного долота шириной стержня в 20 мм равняется 370 грамм.

Плотницкий инструмент мощнее и соответственно тяжелее – при ширине лезвия 16 мм вес должен быть не более 430 грамм, а для самого большого шириной 25 мм — масса должна равняться 630 грамм.

Плотницкий инструмент имеет и большую длину – общая длина с рукояткой составляет 345 мм. Длина полотна равна 150-157 мм. Столярный меньше — общая длина его составляет 315 мм, из которых рабочий стержень имеет длину 165 мм. Длина рукояти составляет 185 мм общая, а рабочая часть составляет 110 мм. Форма рукояти сложная – в срезе она составляет 40 на 36 мм.



История и характеристика инструмента

На момент проведения раскопок древних городов и поселений были получены остатки деревянной утвари, которая характеризовалась довольно высоким качеством и красотой. Это указывает на то, что при работе применялись различные инструменты, в том число и долото. Инструмент долото – простое изделие, назначение которого заключается в выдалбливании различных отверстий и гнезд, а также поверхностной черновой обработки. Ключевая особенность заключается в односторонней заточке режущей кромки.

Как ранее было отмечено, долото по дереву обладает прямоугольной рабочей частью. Однако в последнее время широкое распространение получил инструмент с полукруглым полотном.

Его предназначение заключается в получении канавок различной формы, а также зачистке углов. Встречается и П-образный вариант исполнения, который в последнее время используется для получения выемок, предназначенных для дверных петель. За счет применения специального инструмента существенно повышается качество получаемой выемки.

Читайте также:
Установка отопительной печи на даче. Отопительные печи для дачи и дома, проекты дачных домов с

Рассматриваемое изделие относится к инструментам ручного типа. Долото столярное ГОСТ 1185-80 оснащается специальной рукояткой, которая существенно упрощает процесс обработки материала. При изготовлении этого элемента могут применяться различные материалы, в большинстве случаев древесина с повышенной плотностью.



Виды долота

Как уже говорилось, долото применяется как в плотницких работах, так и в столярном деле. От назначения инструмента зависят и его размеры – для более тяжелых работ, когда необходимо установка дверных коробок, врезка замков или подгонка ступеней лестниц применяется массивный плотницкий инструмент. В арсенале плотника имеется несколько размеров долото — широкое с лезвием шириной 25 мм, ряд средних шириной 20, 18, и модель с узким стержнем 16 мм.

Столярный вид инструмента рассчитан на иной вид операций, здесь необходима точность и аккуратность реза. В отличие от плотницкого столярное долото меньше и легче – максимальный размер стержня этого вида 20 мм.

На что обратить внимание при покупке ручного долота по дереву?

Покупка инструмента не должна быть осознанной. Необходимо уточнить рабочие свойства каждой из моделей. Что нужно учесть при покупке изделия:

  • назначение изделия – профессиональное или бытовое применение;
  • уровень заточки;
  • размер рукоятки и ее удобство в работе;
  • толщина стержня и наличие уплотнительного кольца;
  • наличие ламинированной твердой прослойки.

Некоторые виды инструмента подходят для выполнения грубой обработки дерева – подготовки пазов, перекрытий, обработки лагов, формирования сруба. Другие модели предназначены для тонких работ – производства мебели, рам для окон, врезки замков.

Отличие от стамески

Отличие долото от стамески заключается в специфике применения. Долото предназначено для черновой работы, его основное предназначение выдалбливание массива дерева. Эта операция осуществляется при помощи ударов молотка или киянки по рукоятке. Стамеска – это тонкий инструмент, большинство операций выполняется с применением ручного усилия, и только отдельные при помощи киянки или молотка.

Стамеска и долото имеют и конструктивные отличия – долото напоминает зубило, у него массивный клинок квадратной формы, мощная рукоятка с металлическим кольцом на затыльнике. У стамески клинок тонкий, для чистовой работы не нужно дополнительно ударять молотком по затыльнику. Отточенное лезвие стамески предназначено для резки древесины небольшими частями, чаще всего для этого достаточно усилия руки.

Еще одним различием выступает форма лезвия и острия заточки. Долото с заточкой лезвия под углом 20-25 градусов достаточно, чтобы получить сквозное отверстие, углубление или снять часть массива дерева.

Применять стамеску принято для доводки деталей до нужного размера. Сами стамески бывают не только плоские, они бывают с полукруглым лезвием и со скошенной режущей кромкой. При заточке плотницкий инструмент обычно затачивается при помощи наждака, а вот столярный после заточки на наждаке обязательно доводится на точильном камне вручную.

Столярные работы

  • Древесина является просто уникальным рабочим материалом. Прочный и легкий. Легко обрабатывается, а после этого сохраняет тепло и запах.
  • Сырая древесина пластична и отлично принимает во время обработки требуемую форму.
  • Качественные столярные работы подчеркнут текстуру спила, поэтому нет необходимости красить древесину.
  • Чтобы при обработке брус не потерял свой узор, предварительно следует определить направление волокон. Полное представление даст распиливание бруса поперек и вдоль волокон, под углом 45 ° .

Грамотное расположение чертежа на брусе поможет сотворить настоящий шедевр, подчеркнет красоту узора текстуры!

Правила использования

Перед началом работы долото затачивают. Делается это на наждачном круге. Угол заточки должен быть 20-25 градусов. Сама заточка должна быть максимально ровной, режущая кромка не должна иметь перекосов, даже небольшой перекос в 3-4 градуса будет сказываться на конечном результате и качестве обрабатываемой детали.

Работа долотом не представляет большого труда, достаточно небольшой тренировки, чтобы научиться правильно им пользоваться. Процесс осуществляется следующим образом:

  • Заготовка размечается карандашом и надежно закрепляется;
  • По отмеченной линии ставится лезвие так, чтобы стрежень имел вертикальное положение;
  • Первый удар киянки по рукоятке должен быть легким – при помощи его делается небольшое углубление.
  • Второй удар наносится сильнее – острие должно войти в заготовку на 4-5 мм.
  • После этого оно извлекается из массива и устанавливается рядом. Наносится следующий удар. Процесс повторяется.
  • После того как будет образован замкнутый контур, при помощи долото снимается верхний слой древесины 3-5 мм.
  • Остальные слои извлекаются другим методом – здесь его ставят под углом 30-45 градусов к горизонтальной поверхности и снятие древесины идет вдоль волокон. Легкими ударами древесина выдалбливается из массива.

Меры безопасности

Первое правило безопасной работы требует, чтобы лезвие было хорошо заточено. Если использовать тупой инструмент возникает опасность травмировать себя, прилагая чрезмерные усилия в работе.

Второе правило требует при работе правильно зафиксировать саму заготовку. Жесткая фиксация обеспечит высокое качество работы и отсутствие травм.

Третье правило заключается в том, что сам стержень и рукоятка не должны иметь сколов, трещин и заусенцев. Рукоять должна иметь кольцо.

Зная об этих свойствах инструмента, в дальнейшем будет легко освоить приемы работы с ним, сделать правильный подбор долота по типу и размеру.

Читайте также:
Штора вместо двери или стены

Какие бывают долота и для чего они используются?

Инструменты различаются по форме – с усиленной рукояткой, полукруглые, широкие, узкие.

По назначению различают ручное или плотничье, стамеска, буровое, лопастное и др.

Ручное долото используется для черновой обработки деревянных, металлических, каменных бетонных поверхностей. Он применяется для создания различных прямых и фигурных углублений, пазов, канавок, гнезд. В работе используются ударные действия, контролируемое снимание стружки, скалывание. Для осуществления манипуляций на первом этапе заготовка надежно закрепляется, рисуется контур, по которому производится обработка дерева.

Столярное долото не должно использоваться для работы с поверхностями, имеющими сучки. Оно представляет собой конструкцию из рукояти и рабочей части из высокопрочной стали. Последняя представляет собой острый пик или лопатку, закрепленный на рукоятке с помощью крепежного кольца. Модели различаются по диаметру рабочей части (от 110 до 180 мм) и рукоятки (от 120 до 140 мм). Режущая кромка заточена с обеих сторон.

Производители

Ручные долота изготавливает GROSS, Truper, MATRIX, VIRA и Narex.

Среди отечественных производителей следует указать Энкор, Зубр, Центроинструмент, Вихрь и Россия.

Что касается насадок на перфораторы, на рынке они представлены огромным количеством компаний, часть из которых производит еще и сам электроинструмент.

Это Bosch, Metabo, Makita, Hitachi и Dewalt.

Для процесса деревообработки всегда использовались различные инструменты как механические, так и ручные. Этого требует сама структура древесины, чьи свойства диктуются направлением роста волокон.

При работе с деревом часто используют два практически схожих инструмента — долото и стамеску.

Поскольку в процессе производства деревянных изделий приходится вести обработку как вдоль них, так и поперек, что значительно сложнее, то и инструменты для этих целей применяются различные. Часто они при этом внешне могут быть достаточно сходны, однако применение иметь совершенно различное. В частности, это относится к таким ручным инструментам, как долото и стамеска. Незнание того, чем они отличаются, и использование одного вместо другого нередко создает у новичков в столярном деле непредвиденные сложности и проблемы. Ущерб зачастую возместить становится невозможно.

Долото — это инструмент, позволяющий мастеру работать с деревом.

Описание инструмента

Для выполнения ряда работ, как столярных, так и плотницких часто необходимо в массиве древесины делать отверстия прямоугольной или квадратной формы. С круглыми сквозными или глухими отверстиями все понятно – здесь достаточно дрели и сверла нужного диаметра. А вот с такими нестандартными отверстиями применяется долото – инструмент, предназначенный для долбежных работ.

Примитивно его можно представить в виде металлического стержня с одним остро заточенным концом. Но это только схематическое представление, на самом деле выглядит долото немного иначе, стержень его имеет сложную форму, с отточенным лезвием и с мощной ручкой из дерева. В основании конструкции лежит прямоугольный или квадратный стальной брусок. Рабочая кромка представляет собой скошенный край под углом 25-30 градусов. Другой конец обычно при ковке приобретает форму пики – на него надевается деревянная рукоять. Массивная деревянная ручка изготавливается из твердых пород дерева, но учитывая то, что именно по ручке будет приходиться удар киянки или молотка, материал выбирают прочный и вязкий, такой как бук или дуб.

Долото столярное может иметь различный размер лезвия, основное его отличие от других инструментов заключается в том, что лезвие по всей длине имеет одинаковое сечение. Это связано с тем, что оно применяется для черновой обработки заготовок, при этом основная работа заключается в долблении древесины поперек волокон. Выглядит оно массивно из-за большой рукояти и клинка. Секретом его выступает металл, из которого выковывается клинок. Сделать его в домашних условиях без навыков кузнечного мастерства сложно. Используемый металл должен быть прочный, долго держать заточку и не бояться ударных нагрузок.

Меры безопасности

При проведении столярных и плотницких работ методом выдалбливания необходимо обратить внимание на состояние используемого оборудования. Ведь чем лучше заточена рабочая поверхность, тем ровнее получится обрабатываемая поверхность. Чтобы избежать травм во время выдалбливания отверстий, обратите внимание на целостность рукоятки инструмента и ударной части киянки.

Там не должны присутствовать сколы и трещины. Обрабатываемая деталь должна быть надёжно закреплена. Направление работы должно производиться в сторону от себя.

Долото — это инструмент узкой направленности, поэтому крайне нежелательно использовать его не по назначению.



Устройство и принцип действия

Конструкция инструмента довольно проста – металлический стержень с заточенной кромкой на одном конце и деревянная рукоятка на другом. Для столярного инструмента существуют стандарты – долото ГОСТ 1185-80 определяет как ручной инструмент ударного типа.

Конструкция, несмотря на простоту, имеет свои особенности, а детали свои собственные названия. Металлический клинок называется полотном, деревянная часть именуется рукояткой.

Инструмент используется для долбления отверстий в продольном и поперечном направлении волокон древесины. При работе молотком или киянкой наносятся удары по рукоятке. Для того чтобы рукоятка не растрескивалась в верхней ее части допускается установка металлического кольца.

В работе долото используется следующим образом:

  • На заготовке расчерчивается место, которое необходимо выдолбить;
  • Острым краем лезвия ставится на линии перпендикулярной, направлению волокон и легким ударом киянки делает насечка;
  • Аналогичным образом делаются насечки по всему периметру выемки;
  • После того как будет сделана насечка по всему периметру делается выемка 3-4 мм древесины из отверстия;
  • Следующим действием идет выемка слоя в 2-3 мм;
  • После этого снова делается насечка по периметру;
  • Далее операция повторяется до достижения нужной глубины выемки.

Типы хвостовика

Для плотницкого и столярного типа инструмента допускается использование двух видов хвостовиков. Для столярного, чаще используется хвостовик в виде заостренной пики. Плотницкий вид может использовать и пикообразный хвостовик и хвостовик в виде чаши.

Читайте также:
Что лучше, гипсокартон и пазогребневые плиты использовать для монтажа перегородок

Такие типы хвостовиков используются в зависимости от назначения – чаша изготавливается для стержней в 18-25 мм, который используется в плотницком деле и способен выдерживать большие нагрузки.

Пика, используется для стержней небольшого размера. Такие типы хвостовиков кроме жесткой фиксации в массиве рукоятки дополнительно фиксируются металлическим колпачком со стороны лезвия. При использовании долота с таким типом рукоятки не стоит усердствовать молотком, лучше использовать деревянную киянку или колотушку.

Материал

В государственном стандарте определен и тип используемого материала для изготовления стержня. Для изготовления клинка используются 12 марок стали, для деревянной рукоятки используемый материал должен быть из твердых пород дерева.

Размеры и вес

Для инструмента определены и такие стандарты как размеры и вес. Столярные долота предназначены для чистовых работ и размеры их меньше. Так, при ширине клинка 6 мм максимальная масса должна быть 180 грамм. Самый большой вес столярного долота шириной стержня в 20 мм равняется 370 грамм.

Плотницкий инструмент мощнее и соответственно тяжелее – при ширине лезвия 16 мм вес должен быть не более 430 грамм, а для самого большого шириной 25 мм — масса должна равняться 630 грамм.

Плотницкий инструмент имеет и большую длину – общая длина с рукояткой составляет 345 мм. Длина полотна равна 150-157 мм. Столярный меньше — общая длина его составляет 315 мм, из которых рабочий стержень имеет длину 165 мм. Длина рукояти составляет 185 мм общая, а рабочая часть составляет 110 мм. Форма рукояти сложная – в срезе она составляет 40 на 36 мм.



История и характеристика инструмента

На момент проведения раскопок древних городов и поселений были получены остатки деревянной утвари, которая характеризовалась довольно высоким качеством и красотой. Это указывает на то, что при работе применялись различные инструменты, в том число и долото. Инструмент долото – простое изделие, назначение которого заключается в выдалбливании различных отверстий и гнезд, а также поверхностной черновой обработки. Ключевая особенность заключается в односторонней заточке режущей кромки.

Как ранее было отмечено, долото по дереву обладает прямоугольной рабочей частью. Однако в последнее время широкое распространение получил инструмент с полукруглым полотном.

Его предназначение заключается в получении канавок различной формы, а также зачистке углов. Встречается и П-образный вариант исполнения, который в последнее время используется для получения выемок, предназначенных для дверных петель. За счет применения специального инструмента существенно повышается качество получаемой выемки.

Рассматриваемое изделие относится к инструментам ручного типа. Долото столярное ГОСТ 1185-80 оснащается специальной рукояткой, которая существенно упрощает процесс обработки материала. При изготовлении этого элемента могут применяться различные материалы, в большинстве случаев древесина с повышенной плотностью.



Виды долота

Как уже говорилось, долото применяется как в плотницких работах, так и в столярном деле. От назначения инструмента зависят и его размеры – для более тяжелых работ, когда необходимо установка дверных коробок, врезка замков или подгонка ступеней лестниц применяется массивный плотницкий инструмент. В арсенале плотника имеется несколько размеров долото — широкое с лезвием шириной 25 мм, ряд средних шириной 20, 18, и модель с узким стержнем 16 мм.

Столярный вид инструмента рассчитан на иной вид операций, здесь необходима точность и аккуратность реза. В отличие от плотницкого столярное долото меньше и легче – максимальный размер стержня этого вида 20 мм.

На что обратить внимание при покупке ручного долота по дереву?

Покупка инструмента не должна быть осознанной. Необходимо уточнить рабочие свойства каждой из моделей. Что нужно учесть при покупке изделия:

  • назначение изделия – профессиональное или бытовое применение;
  • уровень заточки;
  • размер рукоятки и ее удобство в работе;
  • толщина стержня и наличие уплотнительного кольца;
  • наличие ламинированной твердой прослойки.

Некоторые виды инструмента подходят для выполнения грубой обработки дерева – подготовки пазов, перекрытий, обработки лагов, формирования сруба. Другие модели предназначены для тонких работ – производства мебели, рам для окон, врезки замков.

Отличие от стамески

Отличие долото от стамески заключается в специфике применения. Долото предназначено для черновой работы, его основное предназначение выдалбливание массива дерева. Эта операция осуществляется при помощи ударов молотка или киянки по рукоятке. Стамеска – это тонкий инструмент, большинство операций выполняется с применением ручного усилия, и только отдельные при помощи киянки или молотка.

Стамеска и долото имеют и конструктивные отличия – долото напоминает зубило, у него массивный клинок квадратной формы, мощная рукоятка с металлическим кольцом на затыльнике. У стамески клинок тонкий, для чистовой работы не нужно дополнительно ударять молотком по затыльнику. Отточенное лезвие стамески предназначено для резки древесины небольшими частями, чаще всего для этого достаточно усилия руки.

Еще одним различием выступает форма лезвия и острия заточки. Долото с заточкой лезвия под углом 20-25 градусов достаточно, чтобы получить сквозное отверстие, углубление или снять часть массива дерева.

Применять стамеску принято для доводки деталей до нужного размера. Сами стамески бывают не только плоские, они бывают с полукруглым лезвием и со скошенной режущей кромкой. При заточке плотницкий инструмент обычно затачивается при помощи наждака, а вот столярный после заточки на наждаке обязательно доводится на точильном камне вручную.

Столярные работы

  • Древесина является просто уникальным рабочим материалом. Прочный и легкий. Легко обрабатывается, а после этого сохраняет тепло и запах.
  • Сырая древесина пластична и отлично принимает во время обработки требуемую форму.
  • Качественные столярные работы подчеркнут текстуру спила, поэтому нет необходимости красить древесину.
  • Чтобы при обработке брус не потерял свой узор, предварительно следует определить направление волокон. Полное представление даст распиливание бруса поперек и вдоль волокон, под углом 45 ° .
Читайте также:
Цвет холодильника Liebherr: модели бежевые и красные, цветные и черные, синие и зеленые

Грамотное расположение чертежа на брусе поможет сотворить настоящий шедевр, подчеркнет красоту узора текстуры!

Правила использования

Перед началом работы долото затачивают. Делается это на наждачном круге. Угол заточки должен быть 20-25 градусов. Сама заточка должна быть максимально ровной, режущая кромка не должна иметь перекосов, даже небольшой перекос в 3-4 градуса будет сказываться на конечном результате и качестве обрабатываемой детали.

Работа долотом не представляет большого труда, достаточно небольшой тренировки, чтобы научиться правильно им пользоваться. Процесс осуществляется следующим образом:

  • Заготовка размечается карандашом и надежно закрепляется;
  • По отмеченной линии ставится лезвие так, чтобы стрежень имел вертикальное положение;
  • Первый удар киянки по рукоятке должен быть легким – при помощи его делается небольшое углубление.
  • Второй удар наносится сильнее – острие должно войти в заготовку на 4-5 мм.
  • После этого оно извлекается из массива и устанавливается рядом. Наносится следующий удар. Процесс повторяется.
  • После того как будет образован замкнутый контур, при помощи долото снимается верхний слой древесины 3-5 мм.
  • Остальные слои извлекаются другим методом – здесь его ставят под углом 30-45 градусов к горизонтальной поверхности и снятие древесины идет вдоль волокон. Легкими ударами древесина выдалбливается из массива.

Меры безопасности

Первое правило безопасной работы требует, чтобы лезвие было хорошо заточено. Если использовать тупой инструмент возникает опасность травмировать себя, прилагая чрезмерные усилия в работе.

Второе правило требует при работе правильно зафиксировать саму заготовку. Жесткая фиксация обеспечит высокое качество работы и отсутствие травм.

Третье правило заключается в том, что сам стержень и рукоятка не должны иметь сколов, трещин и заусенцев. Рукоять должна иметь кольцо.

Зная об этих свойствах инструмента, в дальнейшем будет легко освоить приемы работы с ним, сделать правильный подбор долота по типу и размеру.

Какие бывают долота и для чего они используются?

Инструменты различаются по форме – с усиленной рукояткой, полукруглые, широкие, узкие.

По назначению различают ручное или плотничье, стамеска, буровое, лопастное и др.

Ручное долото используется для черновой обработки деревянных, металлических, каменных бетонных поверхностей. Он применяется для создания различных прямых и фигурных углублений, пазов, канавок, гнезд. В работе используются ударные действия, контролируемое снимание стружки, скалывание. Для осуществления манипуляций на первом этапе заготовка надежно закрепляется, рисуется контур, по которому производится обработка дерева.

Столярное долото не должно использоваться для работы с поверхностями, имеющими сучки. Оно представляет собой конструкцию из рукояти и рабочей части из высокопрочной стали. Последняя представляет собой острый пик или лопатку, закрепленный на рукоятке с помощью крепежного кольца. Модели различаются по диаметру рабочей части (от 110 до 180 мм) и рукоятки (от 120 до 140 мм). Режущая кромка заточена с обеих сторон.

Производители

Ручные долота изготавливает GROSS, Truper, MATRIX, VIRA и Narex.

Среди отечественных производителей следует указать Энкор, Зубр, Центроинструмент, Вихрь и Россия.

Что касается насадок на перфораторы, на рынке они представлены огромным количеством компаний, часть из которых производит еще и сам электроинструмент.

Это Bosch, Metabo, Makita, Hitachi и Dewalt.

Для процесса деревообработки всегда использовались различные инструменты как механические, так и ручные. Этого требует сама структура древесины, чьи свойства диктуются направлением роста волокон.

При работе с деревом часто используют два практически схожих инструмента — долото и стамеску.

Поскольку в процессе производства деревянных изделий приходится вести обработку как вдоль них, так и поперек, что значительно сложнее, то и инструменты для этих целей применяются различные. Часто они при этом внешне могут быть достаточно сходны, однако применение иметь совершенно различное. В частности, это относится к таким ручным инструментам, как долото и стамеска. Незнание того, чем они отличаются, и использование одного вместо другого нередко создает у новичков в столярном деле непредвиденные сложности и проблемы. Ущерб зачастую возместить становится невозможно.

Вчем отличие двухтактного мотора от четырехтактного?

Двухтактный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочий цикл совершается за один оборот коленчатого вала, т. е. наполнение цилиндра горючей смесью (или воздухом), сжатие и сгорание, а также расширение и выпуск газов происходят за два хода поршня.

Недостатки двухтактных двигателей:
Недостатком являются высокая термическая нагруженность поршневой группы, снижающая надёжность двигателя, и сложность осуществления продувки.

Преимущества двухтактных двигателей:
В двухтактных двигателях все рабочие циклы (процессы впуска топливной смеси, выпуска отработанных газов, продувки) происходят в течении одного оборота коленвала за два основных такта. У двигателей такого типа отсутствуют клапаны (как в четырехтактных ДВС), их роль выполняет поршень, который при своем перемещении закрывает впускные, выпускные и продувочные окна. Поэтому они более просты в конструкции.
Мощность двухтактного двигателя при одинаковых размерах цилиндра и частоте вращения вала теоретически в два раза больше четырехтактного за счет большего числа рабочих циклов. Однако неполное использование хода поршня для расширения, худшее освобождение цилиндра от остаточных газов и затраты части вырабатываемой мощности на продувку приводят практически к увеличению мощности только на 60…70%.

Четырёхтактный двигатель, двигатель внутреннего сгорания, цикл работы которого состоит из четырёх тактов (ходов поршня), происходящих за два оборота коленчатого вала двигателя. При его первом обороте осуществляется впуск и сжатие. Впуск рабочей смеси (у карбюраторного двигателя, или двигателя с воспламенением от искры) или воздуха (у дизеля) происходит при движении поршня от верхней мёртвой точки (в. м. т.) к нижней мёртвой точке (н. м. т.). Сжатие рабочей смеси или воздуха осуществляется при движении поршня от н. м. т. к в. м. т. При втором обороте коленчатого вала совершается рабочий ход (поршень движется так же, как при впуске) и выпуск (поршень движется так же, как при сжатии). Рабочий ход (сгорание — расширение) осуществляется под действием давления на поршень продуктов сгорания топлива. Выпуск — последний такт; во время него отработавшие продукты сгорания удаляются из цилиндра двигателя.

Читайте также:
Удаление старой краски с деревянных полов

Недостатки четырёхтактных двигателей:
Все холостые ходы (впуск, сжатие, выпуск) совершаются за счёт кинетической энергии, запасённой коленчатым валом и связанными с ним деталями во время рабочего хода, в процессе которого химическая энергия топлива превращается в механическую энергию движущихся частей двигателя. Поскольку сгорание происходит в доли сек, то оно сопровождается быстрым увеличением нагрузки на крышку (головку) цилиндра, поршень и другие детали двигателя. Наличие такой нагрузки неизбежно приводит к необходимости увеличить массу движущихся деталей (для повышения прочности), что в свою очередь сопровождается ростом инерционных нагрузок на движущиеся детали. Уступают по мощности двухтактным.
К незначительным недостаткам, которые с лихвой окупаются достоинствами, можно отнести работы по регулировке теплового зазора клапанов и время разгона скутера с места, которое несколько больше, чем у двухтактных мопедов.

Преимущества четырёхтактных двигателей:
-экономичность расхода топлива;
-надежность;
-простота обслуживания;
-четырехтактный двигатель работает тише и устойчивей.

В отличие от двухтактного двигателя, в котором смазка коленвала, подшипников коленвала, компрессионных колец, поршня, пальца поршня и цилиндра осуществляется благодаря добавлению масла в топливо; коленвал четырехтакного двигателя находится в маслянной ванне. Благодаря этому Вам не надо смешивать бензин с маслом или доливать масло в специальный бачок (на моделях двухтактных скутеров с раздельной системой смазки).

Так же на зеркале поршня и стенках глушителя и выхлопной трубы образуется значительно меньше нагара. К тому же, в 2-тактном двигателе происходит выброс топливной смеси в выхлопную трубу, что объясняется его конструкцией.

Отличия двухтактного двигателя от четырехтактного

Рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания (ДВС) – представляет собой ряд процессов, в результате которых производится порция усилия (мощности), воздействующего на коленчатый вал двигателя. Рабочий цикл состоит из:

  • заполнения цилиндра топливной смесью;
  • ее сжатия;
  • воспламенения смеси;
  • расширения газов и очистки от них цилиндра.

Такт в ДВС – это движение поршня в одном направлении (вверх или вниз). За один оборот коленчатого вала совершается два такта. Тот из них, при котором происходит расширение сгоревших газов и совершается полезная работа, называется рабочим ходом поршня.

Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за 2 такта (один оборот коленчатого вала), называются двухтактными. Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за 4 такта (два оборота коленвала), называются четырехтактным. Двух- и четырехтактные двигатели могут быть как бензиновыми (карбюраторными), так и дизельными. Каковы основные эксплуатационные и конструктивные особенности бензиновых двухтактных и четырехтактных двигателей? Чем отличается двухтактный от четырехтактного? Чтобы лучше понять это, необходимо ознакомиться с принципом их работы.

Принцип работы четырехтактного бензинового двигателя

При впуске поршень опускается из верхней мертвой точки (ВМТ) в нижнюю (НМТ). При этом с помощью кулачков распределительного вала открывается впускной клапан, через который в цилиндр засасывается топливная смесь.

При обратном ходе поршня (из НМТ в ВМТ) происходит сжатие топливной смеси, сопровождающееся ростом ее температуры.

Перед самым концом сжатия между электродами свечи загорается искра, поджигающая топливную смесь, которая, сгорая, образует горючие газы, толкающие поршень вниз. Происходит рабочий ход, при котором совершается полезная работа.

После перехода поршня НМТ открывается выпускной клапан, позволяя двигающемуся вверх поршню вытолкнуть отработавшие газы из цилиндра. Происходит выпуск. В верхней мертвой точке выпускной клапан закрывается, и цикл повторяется снова.

Принцип работы двухтактного бензинового двигателя

При сжатии поршень двигается из нижней мертвой точки в верхнюю. После того как перекроется сначала продувочное окно (2), через которое в цилиндр поступает топливная смесь, а затем выпускное (3), через которое выходят отработавшие газы, начинается сжатие воздушно-бензиновой смеси. Одновременно с этим в кривошипной камере (1) создается разрежение, засасывающее из карбюратора следующую порцию топлива. При подходе поршня к верхней мертвой точке смесь воспламеняется от искры свечи, и образовавшиеся газы толкают поршень вниз, вращая коленвал и производя полезную работу.

В кривошипной камере при рабочем ходе повышается давление, сжимающее топливную смесь, попавшую туда в предыдущем такте. При достижении верхней поверхности поршня (его уплотнительного кольца) выпускного окна, последнее открывается, выпуская отработавшие газы в глушитель. При дальнейшем движении поршень открывает продувочное окно, и находящаяся под давлением в кривошипной камере топливная смесь поступает в цилиндр, вытесняя остатки отработавших газов (осуществляя продувку) и заполняя надпоршневое пространство. При переходе поршня нижней мертвой точки рабочий цикл повторяется.

Эксплуатационные и конструктивные отличия двухтактных и четырехтактных бензиновых двигателей

В двухтактном двигателе заполнение и очистка цилиндра выполняются одновременно с тактами сжатия и расширения – в то время, когда поршень находится вблизи нижней мертвой точки. Для этого в стенках цилиндра имеются два отверстия – впускное или продувочное и выпускное, через которые производится впуск топливной смеси и выпуск отработанных газа. Газораспределительный механизм с клапанами у двухтактного двигателя отсутствует, что делает его значительно проще и легче.

Читайте также:
Способы декоративной покраски стен

Литровая мощность. В отличие от четырехтактного двигателя, в котором один рабочий ход приходится на два оборота коленчатого вала, в двухтактном рабочий ход совершается при каждом обороте коленвала. Это означает, что 2-х тактный двигатель должен иметь (теоретически) вдвое большую литровую мощность (отношение мощности к литражу двигателя), чем 4-х тактный. На практике, однако, превышение составляет всего 1,5-1,8 раза. Это происходит из-за неполного использования хода поршня при расширении, худшего механизма освобождения цилиндра от отработавших газов, траты части мощности на продувку и прочих явлений, связанных с особенностями газообмена 2-х тактных двигателей.

Потребление топлива. Превосходя четырехтактный двигатель в литровой и удельной мощности, двухтактный двигатель уступает ему в экономичности. Вытеснение отработавших газов осуществляется в нем воздушно-топливной смесью, поступающей в цилиндр из кривошипно-шатунной камеры. При этом часть топливной смеси попадает в выхлопные каналы, удаляясь вместе с отработавшими газами и не производя полезной работы.

Смазка. Двухтактные и четырехтактные двигатели имеют различный принцип смазки двигателя. В 2-х тактных моделях она осуществляется смешиванием в определенных пропорциях (обычно 1:25-1:50) моторного масла с бензином. Воздушно-топливно-масляная смесь, циркулируя в кривошипной и поршневой камерах, смазывает подшипники шатуна и коленчатого вала, а также зеркало цилиндра. При возгорании топливной смеси масло, существующее в виде мельчайших капель, сгорает вместе с бензином. Продукты его сгорания удаляются вместе с отработанными газами.

Применяются два способа смешивания масла с бензином. Простое перемешивание перед заливкой топлива в бак и раздельная подача, при которой топливно-масляная смесь образуется во впускном патрубке, находящемся между карбюратором и цилиндром.

В последнем случае двигатель имеет масляный бачок, трубопровод которого соединен с плунжерным насосом, подающим масло во впускной патрубок ровно в том количестве, которое требуется в зависимости от количества воздушно-бензиновой смеси. Производительность насоса зависит от положения ручки подачи “газа”. Чем больше подается топлива, тем больше поступает масла, и наоборот. Раздельная система смазки двухтактных двигателей является более совершенной. При ней отношение масла к бензину при малых нагрузках может достигать 1:200, что приводит к уменьшению дымности, снижению образования нагара и расхода масла. Эта система используется, например, на современных скутерах с двухтактными двигателями.

В четырехтактном двигателе масло не смешивается с бензином, а подается отдельно. Для этого двигатели оснащены классической системой смазки, состоящей из масляного насоса, фильтра, клапанов, трубопроводной магистрали. Роль масляного бачка может выполнять картер двигателя (система смазки с “мокрым” картером) или отдельный бачок (система с “сухим” картером).

При смазке с “мокрым” картером насос 3 всасывает масло из поддона, нагнетает его в выходную полость и далее по каналам подает к подшипникам коленвала, деталям кривошипно-шатунной группы и газораспределительного механизма.

При смазке с “сухим” картером масло заливается в бачок, откуда с помощью насоса подается к трущимся поверхностям. Та часть масла, которая стекает в картер, откачивается дополнительным насосом, возвращающем ее в бачок.

Для очистки масла от продуктов износа деталей двигателя имеется фильтр. При необходимости устанавливается и охлаждающий радиатор, так как в процессе работы температура масла может подниматься до высоких температур.

Поскольку в двухтактных двигателях масло сгорает, а в четырехтактных нет, требования к его свойствам сильно разнятся. Масло, используемое в двухтактных двигателях, должно оставлять минимум нагара в виде золы и сажи, в то время как масло для четырехтактных двигателей должно обеспечивать стабильность характеристик в течение как можно более длительного времени.

Сравнение основных параметров двухтактных и четырехтактных двигателей:

  • Литровая мощность. У 2-х тактных двигателей выше в 1,5-1,8 раза, чем у 4-х тактных.
  • Удельная мощность (отношение мощности к массе двигателя). Также выше у 2-х тактных.
  • Обеспечение подачи топлива и очистки цилиндра. 4-х тактные двигатели оснащены газораспределительным механизмом, который отсутствует у 2-х тактных двигателей.
  • Экономичность. Выше у 4-х тактных, расход топлива у которых примерно на 20-30 % ниже, чем у 2-х тактных.
Двигатель Количество тактов Мощность, л.с. Расход топлива (бензина), кг/час
Briggs&Stratton 4 3,5 0,9
Minarelli 2 3,5 1,5
Tecumzeh 4 3,7 0,9
Briggs&Stratton 4 5,0 1,0
Tecumzeh 4 5,0 1,0
Briggs&Stratton 4 6,0 1,1
Lombardini 4 7,0 1,6
Minsel 2 7,0 2,1
  • Система смазки. Масло для 2-х тактных двигателей разводится в бензине или (значительно реже) подается из масляного бака во впускной коллектор и сгорает вместе с топливом в поршневой камере. У 4-х тактных двигателей реализована полноценная система, обеспечивающая качественную смазку двигателя и длительное использование масла.
  • Экологичность. У 4-х тактных выше. Выхлоп 2-х тактных двигателей обладает большей токсичностью.
  • Шумность работы. 4-х тактные двигатели менее шумные.
  • Сложность конструкции. 2-х тактные двигатели значительно проще 4-х тактных.
  • Ресурс работы. Выше у 4-х тактных из-за более совершенной системы смазки и меньшей частоты вращения коленвала.
  • Скорость набора оборотов. 2-х тактные двигатели набирают обороты быстрее.
  • Обслуживание. Сложнее у 4-х тактных из-за наличия газораспределительного механизма и более сложной системы смазки.
  • Вес. 2-х тактные значительно легче.
  • Цена. 2-х тактные дешевле.

Благодаря своей высокой удельной мощности, небольшому весу, простоте обслуживания двухтактные двигатели имеют достаточно широкую область применения. В отношении некоторой бензотехники вопрос, какой двигатель использовать – двухтактный или четырехтактный – даже не возникает. В бензопилах, например, двухтактный двигатель благодаря своему небольшому весу и высокой удельной мощности находится вне конкуренции по сравнению с четырехтактным. Широко используются 2-х тактные двигатели также в скутерах, мототехнике, авиамоделестроении.

И все же из-за токсичности выхлопа и шумности 2-х тактные двигатели сдают свои позиции перед 4-х тактными. Большая их конкурентоспособность возможна при использовании новых технологических решений. Таких, например, как идея компаний Aprilia и Orbital использовать для продувки двухтактного двигателя чистый воздух. Топливо в их модели подается через форсунку, расположенную в головке двигателя, а масло добавляется в продувочный воздух. Такой двигатель по экономичности даже превосходит четырехтактный, его экологичность также соответствует современным требованиям. Вот только главное достоинство 2-х тактных двигателей – простота их конструкции – несколько страдает от нововведения.

Читайте также:
Что такое отливы и откосы в пластиковых окнах фото. Оконные отливы: основные разновидности, их установка и фото

Четырехтактный двигатель: изобретение века

о значит четырехтактный двигатель и почему четыре такта?

Дорогой друг, сегодня поговорим о том, что значит четырехтактный двигатель. О истории его изобретения, принципе работы, особенностях, технических характеристиках и сферах применения.

Конечно, если у вас есть водительское удостоверение, то вы по крайней мере слышали этот термин, когда учились в автошколе. Но вряд ли тогда стали вникать во все тонкости, поэтому сейчас самое время разобраться, что же там происходит под капотом вашего железного коня.

Как всё начиналось

В 19 веке уже были двигатели, но это были в основном большие механизмы, работающие на пару. Они конечно частично обеспечивали развивающуюся промышленность, но имели много недостатков.

Были тяжелые, имели низкий КПД, большие габариты, требовалось много времени на запуск и остановку, для эксплуатации нужны были квалифицированные рабочие.

Промышленникам нужен был новый агрегат без перечисленных недостатков они уже поняли что значит четырехтактный двигатель. И как при определенных условиях с его помощью можно повысить прибыль.

Его и разработал изобретатель Эжен-Альфонс Бо де Роша, а в 1867 году воплотил в металл Николаус Август Отто.

В то время это было чудо техники. Двигатель внутреннего сгорания отличался низкими эксплуатационными расходами, небольшими размерами и не требовал постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Работало устройство по особому алгоритму, который и сейчас называют «цикл Отто». Спустя 8 лет, после запуска первого экземпляра, компания Отто выпускала уже более 600 силовых установок в год.

Очень быстро, из-за автономности и компактности, двигатели внутреннего сгорания получили широкое распространение.

Из чего состоит двигатель

Чтобы понять принцип работы, познакомимся с основными составляющими движка:

  • блок цилиндров;
  • кривошипно-шатунный механизм (включает коленвал, поршни, шатуны) ‒ он необходим для преобразования поступательно-возвратных движений поршня во вращательное движение коленвала;
  • головка блока вместе с газораспределительным механизмом, который открывает впускные и выпускные клапаны, для того чтобы поступала рабочая смесь и выходили отработавшие газы. ГРМ может включать один или более распредвалов, которые состоят из кулачков для толкания клапанов, самих клапанов и клапанных пружин. Для стабильной работы четырехтактного движка существует ряд вспомогательных систем:
  • система зажигания ‒ для поджига горючей смеси в цилиндрах;
  • впускная система ‒ для подачи воздуха и рабочей смеси в цилиндр;
  • топливная система ‒ для непрерывной подачи топлива, получения смеси воздуха и горючего;
  • система смазки – для смазки трущихся деталей, а также одновременного удаления продуктов износа;
  • выхлопная система – для удаления отработанных газов из цилиндров, снижения токсичности выхлопа;
  • система охлаждения – для поддержки оптимальной температуры движка.

Что значит четырехтактный двигатель и почему четыре такта

  1. Теперь, когда вы более-менее представляете устройство четырехтактного двигателя, можно рассмотреть рабочий процесс.
    Он состоит из следующих этапов:впуск – поршень движется вниз, цилиндр заполняется горючей смесью из карбюратора через впускной клапан, который открываются кулачком распределительного вала.При движении поршня вниз, создается отрицательное давление в цилиндре, тем самым происходит всасывание рабочей смеси, а именно воздуха с парами топлива. Впуск продолжается пока поршень не достигнет НМТ (нижняя мертвая точка). В этот момент закрывается впускной клапан;
  2. сжатие или компрессия – после того как будет достигнута НМТ поршень начинает двигаться вверх к ВМТ (верхняя мертвая точка). При движении поршня вверх происходит сжатие, рабочая топливо-воздушная смесь сжимается, давление внутри цилиндра возрастает. Впускной и выпускной клапан закрыты;
  3. рабочий ход или расширение – в конце цикла сжатия (в ВМТ), рабочая смесь воспламеняется от искры в свече зажигания. Поршень от микровзрыва устремляется к НМТ.В процессе движения поршня от ВМТ к НМТ смесь сгорает, а увеличивающиеся в объеме газы толкают поршень, выполняя полезную работу. Именно по этой причине движение поршня в этом такте назвали рабочий ход. Впускной и выпускной клапан закрыты;
  4. выпуск выхлопных газов – в заключительном четвертом такте открывается выпускной клапан, поршень поднимается в верхнюю точку и выталкивает продукты сгорания из цилиндра в выхлопную систему, пройдя через глушитель, они попадают в атмосферу. После достижения поршнем ВМТ выпускной клапан закрывается, затем цикл повторяется. Эти четыре такта представляют собой рабочий цикл мотора. Тактом же именуется движение поршня вверх или вниз. Один оборот коленчатого вала соответствует двум тактам, а два оборота – 4 тактам. Отсюда пошло название четырёхтактного двигателя.

От чего зависит мощность четырехтактного ДВС

Тут вроде бы всё ясно — мощность поршневого двигателя в основном определяется:

  1. объёмом цилиндров;
  2. степенью сжатия рабочей смеси;
  3. частотой вращения.

Поднять мощность четырехтактного двигателя также можно повысив пропускную способность тактов всасывания и выхлопа, увеличив диаметр клапанов (особенно впускных).

Так же максимальная мощность получается при максимальном заполнении цилиндров, для этого используют турбины принудительной подкачки воздуха в цилиндр. В следствии чего повышается давление в цилиндре и соответственно КПД двигателя значительно возрастает.

Применение в настоящее время

Четырёхтактные двигатели бывают бензиновыми и дизельными. Применяются эти двигатели на транспортных или стационарных энергоустановках. Использовать такой двигатель рекомендуется в случаях, когда есть возможность регулировать соотношение оборотов, мощности и крутящего момента.

Читайте также:
Спальня для молодоженов: идеи оформления интерьера (фото)

Например, если двигатель, работает в паре с электрогенератором, то нужно выдерживать нужный диапазон оборотов. А при использование промежуточных передач, четырёхтактный двигатель можно адаптировать к нагрузкам в достаточно широких пределах. То есть использовать в автомобилях.

Вернёмся к истокам его создания. В группе изобретателя Отто работал очень талантливый инженер Готлиб Даймлер, он понял что значит четырехтактный двигатель, его перспективы развития, и предложил на базе четырёхтактного двигателя построить автомобиль. Но шеф не посчитал нужным что-то менять в двигателе, и Даймлер, увлеченный своей идеей, покинул мэтра.

И через некоторое время, вместе с другим энтузиастом Карлом Бенцом в 1889 году создали автомобиль, который приводился в движение именно бензиновым четырехтактным двигателем внутреннего сгорания изобретателя Отто.

Эта технология с успехом используется и сегодня. В случаях, когда силовая установка работает на переходных режимах или режимах со снятием частичной мощности ‒ она незаменима, так как обеспечивает стабильную устойчивость процесса.

Теперь, дорогой друг, ты в общих чертах знаешь что значит четырехтактный двигатель, где он используется. Теперь ты стал на голову выше. Но не скупись полученой информацией, поделись с друзьями. К твоим услугам кнопки социальных сетей.

Да и подписаться можно на наш блог, чтобы всегда быть в курсе интересного материала, а его всегда много и будет еще больше.

До новых встреч!

Принцип работы четырехтактного двигателя

Четырехтактный двигатель представляет собой поршневой мотор внутреннего сгорания. Рабочий процесс всех цилиндров в этих агрегатах занимает 2 кругооборота коленчатого вала или четыре поршневых такта. С середины ХХ века 4 тактный двигатель — самый распространенный вид поршневых моторов.

  • Принцип работы и основная характеристика
  • История
  • Особенности работы 4-х тактного двигателя
  • Конструкция агрегата
  • Работа двигателя
  • Конструктивные и эксплуатационные отличия четырехтактных двухтактных бензиновых двигателей

Принцип работы и основная характеристика

Рабочий цикл ДВС (двигателя внутреннего сгорания) состоит из ряда процессов, при которых усиливается мощность двигателя, воздействующего на коленчатый вал. Состоит рабочий цикл из нескольких этапов:

  • цилиндр заполняется топливной смесью;
  • смесь сжимается;
  • топливная смесь воспламеняется;
  • газы расширяются и цилиндр очищается.

В ДВС поршень двигается в одном направлении (вниз или вверх). Коленчатый вал совершает один оборот в два такта. Рабочим ходом поршня называют тот, при котором совершается полезная работа, и расширяются сгоревшие газы.

Двухтактными называют двигатели, в которых цикл совершается в один оборот коленчатого вала или за два такта. Четырехтактные агрегаты характеризуются совершением рабочего цикла за два оборота коленвала или за четыре такта.

Основные характерные показатели 4 тактного двигателя:

  1. За счет движения рабочего поршня происходит обмен газов.
  2. Агрегат оснащен газораспределительным механизмом, позволяющим цилиндровую полость переключать на впуск и выпуск.
  3. Происходит обмен газов в момент отдельного полуоборота коленвала.
  4. Шестерные редукторы и ременная цепная передача дают возможность изменить моменты впрыскивания бензина, зажигания и привода газораспределительного механизма по отношению к частоте вращения коленвала.

История

Приблизительно в 1854—1857 годах итальянцами Феличче Матоци и Евгением Барсанти было создано устройство, которое по имеющимся сегодня сведениям было похоже на четырехтактный мотор. Изобретение итальянцев было утеряно и только в 1861 году. Алфоном де Роше был запатентован двигатель такого типа.

Впервые пригодный к работе четырехтактный мотор создал немецкий инженер Николаус Отто. В его честь был назван четырехтактный цикл работы циклом Отто, а 4-тактный мотор, применяющий свечи зажигания, называют двигателем Отто.

Особенности работы 4-х тактного двигателя

В двухтактном моторе смазывание поршневых и цилиндровых пальцев, коленвала, поршня, подшипника и компрессорных колец проводят, заливая масло в бензин. Коленчатый вал 4тактного мотора располагается в масляной ванне, что является существенным отличием. Именно поэтому отсутствует необходимость смешивать топливо и добавлять масло. Все, что необходимо сделать владельцу автомобиля — наполнить бензином топливный бак.

Автовладельцу, таким образом, незачем приобретать специальное масло, без которого не может функционировать двухтактный мотор. Кроме того, при наличии четырехтактного мотора на поршневом зеркале и на стенах глушителя уменьшается количество нагара. Еще одно важное отличие — в двухтактном моторе в выхлопную трубу выплескивается горючая смесь, что обусловлено его устройством.

Следует признать, что у четырехтактных двигателей также имеются небольшие недостатки. Например, у них не особо качественными являются рабочие моменты по регулированию теплового клапанного зазора.

Конструкция агрегата

Распредвал четырехтактного мотора размещается в крышке цилиндра. Он приводится в действие ведущим колесом, вмонтированном в коленчатый вал. Распределительный вал открывает и закрывает один из клапанов: выпускной или впускной, в зависимости от расположения поршня. На распределительном вале также расположены кулачки, которые приводят в действие клапанные коромысла.

Коромысла после срабатывания, начинают воздействовать на определенный клапан и открывают его. Важно, что между регулировочным винтом и клапаном должен быть тепловой зазор (узкий промежуток). При нагреве металл расширяется, поэтому, если зазор слишком маленький или его нет вообще, клапаны не могут закрыть полностью каналы выпуска и впуска.

У клапана впуска зазор должен быть меньше, чем у клапана выпуска, потому как газы выхлопа горячее, чем смесь. Соответственно клапан впуска нагревается меньше, чем клапаны выпуска.

Работа двигателя

Как уже было отмечено работа четырехтактного мотора состоит из четырех тактов поршня или из двух оборотов коленвала.

  1. Впуск. Поршень движется в нижнюю сторону, открывая клапан впуска. Из карбюратора горючая смесь поступает в цилиндр. Когда поршень достигает нижнего положения, клапан впуска закрывается.
  2. Сжатие. Поршень движется вверх, провоцируя сживание горючей смеси. Когда он приближается к верхней точке, сжатый бензин возгорается.
  3. Расширение. Бензин возгорается и сгорает. В результате чего происходит растяжение горючих газов, и поршень движется вниз. При этом два клапана оказываются закрытыми.
  4. Выпуск. Коленчатый вал по инерции продолжает двигаться вокруг своей оси, а поршень движется вверх. Вместе с этим открывается клапан выпуска, и выхлопные газы поступают в трубу. При прохождении клапаном мертвой точки, клапан впуска закрывается.
Читайте также:
Что такое помело и его полезные свойства

Конструктивные и эксплуатационные отличия четырехтактных двухтактных бензиновых двигателей

Главное отличие четырехтактного двигателя от двухтактного обусловлено разными механизмами газообмена, а именно: удалением отработанных газов и подачей топливно-воздушной смеси в цилиндр.

Процессы заполнения цилиндра и его очистки в четырехтактном двигателе происходят с помощью газораспределительного специального механизма, который в определенное время открывает и закрывает рабочий цикл.

Очистка цилиндра и его заполнение в двухтактном двигателе выполняется в одно время с с расширением и сжатием при нахождении поршня поблизости мертвой нижней точки. В стенках цилиндра для этого имеется два отверстия: продувочное или впускное и выпускное. Через выпускное отверстие поступает топливная смесь, и выходят отработанные газы.

Основные отличия двухтактных и четырехтактных двигателей:

  1. Литровая мощность. В четырехтактном двигателе на два оборота коленчатого вала приходится один рабочий ход. Поэтому теоретически двухтактный двигатель должен иметь литровую мощность вдвое больше, чем четырехтактный. Но на практике превышение составляет около 1,8 раза, благодаря использованию поршня при расширении хода, а также наличия худшего механизма освобождения цилиндра от отработанных газов и больших затрат на продувку части мощности.
  2. Потребление топлива. Двухтактный двигатель превосходит четырехтактный в удельной и литровой мощности, но уступает в экономичности. Отработанные газы вытесняются воздушно — топливной смесью, которая поступает в цилиндр из шатунно-кривошипной камеры. Часть топливной смеси при этом поступает в выхлопные каналы и удаляется с отработанными газами.
  3. У двухтактного и четырехтактного двигателей принцип смазки двигателя существенно отличается. Двухтактные модели характеризуются необходимостью смешивания бензина с моторным маслом в определенных пропорциях. Масляная воздушно-топливная смесь циркулирует в поршневой и кривошипной камерах, смазывая подшипники коленчатого вала и шатуна. Мельчайшие капли масла при возгорании топливной смеси сгорают вместе с бензином. Продукты сгорания уходят вместе с отработанными газами.

Смешивают бензин с маслом двумя способами. Это может быть простое перемешивание, которое проводится перед тем, как залить в бак топливо и раздельная передача. Во втором случае масляно-топливная смесь образуется во впускном патрубке, расположенном между цилиндром и карбюратором.

Двигатель в последнем случае оснащен масляным бачком с трубопроводом, соединенным с плунжерным насосом. Насос подает масло во впускной патрубок в том количестве, которое необходимо. Производительность насоса зависит от того, как расположена ручка подачи «газа». Поступление масла тем больше, чем больше подается топливо. Более совершенной является раздельная система смазки двухтактного двигателя. Отношение бензина к маслу при ней может достигать 200:1. Это приводит к снижению расхода масла и к уменьшению дымности. Такую систему используют, например, на современных скутерах.

В четырехтактных двигателях бензин с маслом не смешивают, а подают отдельно, для чего двигатели имеют классическую систему смазки, которая состоит из фильтра, масляного насоса, трубопроводной магистрали и клапанов. В качестве масляного бачка может выступать картер двигателя (смазка с «мокрым «картером) либо отдельный бачок («сухой» картер).

В первом случае насос всасывает из поддона масло, направляет его во входную полость, а затем по каналам -к деталям шатунно-кривошипной группы, к подшипникам коленвала и газораспределительному механизму.

В случае смазки с «сухим» картером масло заливают в бочок. Оттуда оно при помощи насоса попадает к трущимся поверхностям. Стекающую в картер часть масла откачивают дополнительным насосом и возвращают в бачок.

Для очищения масла от разных продуктов износа двигатель имеет фильтр. Кроме того при необходимости устанавливают охлаждающие фильтра, потому как температура масла в процессе работы может очень сильно подниматься.

AutoXS.ru – Авто Энциклопедия

  • Тюнинг и доработки
  • Ремонт и обслуживание
  • История
  • Разное про автомобили
  • Масштабные модели

Чем отличаются 2-х тактный и 4-х тактный двигатель


Это общий вопрос, который многих интересует, особенно когда стоит выбор перед покупкой бензоинструмента с разными типами двигателей. У каждого типа двигателя есть свои преимущества и недостатки, которые мы постараемся изложить в этой статье. Давайте начнем…

Основное отличие двухтактных и четырехтактных двигателей в основном сосредоточена вокруг области применения, для которой используется двигатель. Небольшие двигателя, работающие на высоких оборотах, как правило, двухтактные. Более крупные двигателя, с большим крутящим моментом при более низких оборотах, обычно имеют 4-тактные двигателя.

Принцип работы двигателя.

Совокупность периодически повторяющихся в определенной последовательности процессов, в результате которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую называется замкнутым рабочим циклом. А именно двигатель приводится в движение с помощью поршня, который движется вверх и вниз в цилиндре, за счет возгорания смеси из бензина и воздуха. Бензиновые двигатели используют электрическую искру для зажигания горючей смеси, от сгорания которой создается давление, необходимое для движение поршня. Этот процесс происходит в вакууме и изолирован в блоке цилиндра.

Рабочий цикл, включающий в себя подачу бензина и воздуха, воспламенение горючей смеси, выталкивание отработанных газов, и повторяется тысячи раз в минуту. Так для оборота коленчатого вала на 360 ° или одного оборота, поршень должен перемещаться из своей наивысшей точки, верхней мертвой точки (ВМТ), в свою нижнюю точку, в нижнюю мертвую точку (НМТ), а затем обратно в ВМТ. К примеру, при 1000 оборотах в минуту рабочий цикл происходит 1000 раз в минуту.

По этому принципу работают все двигатели внутреннего сгорания, разница между 4-тактным и 2-тактным двигателями заключается в действиях, при которых происходит подача, сжатие топлива, выхлоп газов.

Читайте также:
Установка отопительной печи на даче. Отопительные печи для дачи и дома, проекты дачных домов с

Как работает двухтактный двигатель?


Двухтактный двигатель не использует впускные и выпускные клапаны, для подачи горючей смеси и вывода отработанных газов из камеры сгорания. За полный рабочий цикл, то есть за один ход коленчатого вала выполняется два такта.

Вместо клапанов двухтактный двигатель имеет впускной и выпускной каналы – отверстия в боковой части цилиндра, которые совпадают с предварительно рассчитанным положением поршня, где поршень используется для закрытия или открытия этих каналов.

Впускной канал расположен чуть ниже положения ВМТ (верхняя мертвая точка) и когда поршень движется вверх из НМТ, этот канал открыт и производится подача топливной смеси в камеру сгорания. Когда поршень проходит мимо впускного канала, боковая стенка поршня блокирует отверстие, а свеча зажигания зажигает топливо. Сжатие происходит из-за движения поршня к ВМТ, закрывающего впускное отверстие, в сочетании с одновременным сгоранием. Таким образом, такт сжатия и зажигания происходит как одно целое.

Выпускной канал находится на противоположной стороне цилиндра рядом с ВМТ. Когда поршень приближается к самой низкой точке (НМТ), он проходит через выпускной канал открывая его, в результате чего выходят сгоревшие газы.

Рабочий цикл двухтактного двигателя.


Такт 1: впуск и зажигание горючей смеси
Когда поршень движется вверх, топливо и воздух нагнетаются в камеру сгорания и свеча зажигания дает искру. Это происходит как раз перед тем, как поршень достигает ВМТ.

Такт 2: Сжатие и Выхлоп
В положении ВМТ поршень блокирует впускное отверстие, герметизируя камеру сгорания, и в результате воспламенения смеси температура и давление газов резко возрастают. Под этим действием поршень перемещается вниз к НМТ. В самой нижней точке выпускное отверстие больше не закрыто поршнем, и происходит выход отработанных газов.

Как работает четырехтактный двигатель?

Четырехтактный двигатель разделяет каждый этап: процесс сгорания и выпуска на четыре отдельных шага или такта.

Чтобы топливо могло попасть в камеру сгорания, непосредственно перед тем, как поршень достигнет ВМТ, открывается впускной клапан, позволяющий подавать топливно-воздушную смесь из карбюратора или системы впрыска топлива. Когда в камеру сгорания поступает достаточно топлива, клапан закрывается и создается вакуум и герметизация цилиндра. После свеча зажигания дает искру вызывающую воспламенение горючей смеси (взрыв смеси), это заставляет поршень двигаться вниз. Затем открывается выпускной клапан, позволяющий отходящим газам выходить. В это время герметизация нарушается, что вызывает декомпрессию в цилиндре, и импульс коленчатого вала толкает поршень обратно в верхнее положение ВМТ, и весь процесс начинается заново.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя.

Такт 1: впуск

Во время первого такта поршень начинает движение от ВМТ и заканчивается в НМТ, в этот момент клапан впрыска находится в открытом положении и поршень втягивает топливовоздушную смесь в цилиндр, путем создания вакуума.

Такт 2: сжатие

Второй такт начинается в НМТ и заканчивается в ВМТ, то есть сразу после поступления горючей смеси в цилиндр, поршень поднимаясь сжимает ее, подготавливая к возгоранию во время рабочего хода. Впускной и выпускной клапана на этом этапе закрыты.

Такт 3: воспламенение

В этот момент коленвал завершил полный оборот на 360 градусов и пока поршень находится в ВМТ (конец такта сжатия), сжатый воздух и топливо воспламеняется от свечи зажигания (в бензиновом двигателе) и затем под действием силы взрыва поршень совершает рабочий ход вниз к НМТ и производит механическую работу для поворота коленвала.

Такт 4: выпуск

После возгорания горючей смеси поршень сначала опускается к НМТ и затем поднимается к ВМТ. Двигаясь (поршень) к ВМТ выталкивает из цилиндра продукты сгорания через открытый выпускной клапан.

Механические Различия 2-х тактного и 4-х тактного двигателей.

При рассмотрении, различия этих двигателей выходят за рамки основного процесса сгорания. Четырехтактный двигатель имеет клапана находящиеся в головке блока цилиндров, работающие независимо друг от друга, и требующие особого контроля, чтобы открываться и закрываться точно в нужный момент. Другими словами – газораспределительный механизм, работа которого регулируется механически с помощью цепи или ремня ГРМ, которая приводит в движение распределительный вал, в тех случаях, если в двигателе больше одного цилиндра. Этому способствуют гидравлические подъемники, которые используют давление моторного масла для подъема клапанов.

Ремень ГРМ приводится в движение коленвалом в нижней части двигателя и затем ремень (цепь) приводит в движение распределительный вал (газораспределительный механизм). При вращении вала кулачки прижимаются к коромыслам или толкателям клапанов, чтобы открывать и закрывать клапаны. Распределительные валы работают с помощью клапанных кулис, которые непосредственно соприкасаются с кулачком и клапаном.

Четырехтактный двигатель имеет полностью герметичный цилиндр, клапана открываются только сверху, в камеру сгорания. Таким образом, масло, смазывающее двигатель, не попадает в камеру сгорания. В двухтактном двигателе все иначе, когда поршень проходит через впускное отверстие, камера сгорания открыта, а это означает, что масло свободно попадает в цилиндр и смешивается с топливом. Именно поэтому, в двухтактных двигателях для смазки двигателя используется масло другого типа, которое сгорает вместе с топливом. Смешивание топлива с маслом производят перед заливкой в бак.

Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: