Современная храмовая архитектура Мира

7 необычных церквей 2020 года

Какой должна быть современная церковь? В России всё религиозное искусство крайне консервативно, и архитектура здесь не исключение, поэтому даже новые храмы пытаются возводить по классическим канонам, а любое отклонение воспринимается в штыки. В результате все российские церкви, за очень редким исключением, в одном стиле.

За пределами России, однако, архитекторы не боятся экспериментировать с церковной архитектурой, из-за чего часто новые религиозные здания выглядят совершенно необычно и на первый взгляд не имеют ничего общего с классической церковью. Вспомните, например, церковь в Швейцарии по проекту постмодерниста Марио Ботты, знаменитые церкви Исландии или удивительную церковь в Мехико. Таких примеров много, часто церкви становятся архитектурными достопримечательностями, а то и новыми символами города, в котором они построены.

Сегодня хочу показать вам несколько необычных церквей и часовен, которые появились в 2020 году. Подборка подготовлена на основе материалов издания Dezeen.

1. Церковь «Генезис»

Кто сказал, что церковь – это обязательно капитальное здание? В Лондонской епархии в этом году возвели плавающую церковь с выдвижной крышей из полупрозрачной парусины, покрытой светодиодами!

Проходя мимо, так сразу и не скажешь, что это церковь. Крышу есть возможность свернуть, после чего компактная часовня сможет легко поменять местоположение, проходя даже под самыми низкими лондонскими мостами.

А при швартовке её можно снова развернуть, получив впечатляющее внутреннее пространство, залитое светом. Зал оснащён сделанной на заказ адаптируемой мебелью.

Проект церкви «Генезис» был подготовлен архитектурным бюро Denizen Works, которое выиграло конкурс Лондонской епархии на создание нового места сбора религиозной общины.

2. Церковь блаженной Марии Реституты

Еще одна необычная церковь появилась в 2020 году в чешском Брно, где архитекторы Atelier Štěpán построили религиозное здание с разноцветными окнами, которые должны напоминать о радуге как о символе завета человека с Богом. Основной материал здания церкви – бетон.

Необычно выглядит церковь не только снаружи, но и внутри. Интерьер минималистичен, в помещении есть только дверь треугольной формы, ведущая в ризницу, а также нескольких небольших квадратных окон.

Зато подобное освещение за счет разноцветных окон встретить можно крайне редко. Что интересно, замысел церкви относится к далекому 1968 году, работа над проектом шла в 1991–1993 и 2013–2017 годах, но завершены работы были только в этом году.

3. Часовня в английской христианской общине

В городе Страуд на юго-западе Англии была построена часовня из гранёного дерева. Идея архитекторов заключалась в том, чтобы создать ощущение парадности готического собора, но использовать пр этом современные экоматериалы.

Снаружи стены деревянной постройки покрыли белой штукатуркой, на крыше – кедровая черепица. Вроде и нет ничего сверхъестественного в архитектуре церкви, но выглядит она здорово.

4. Церковь в Кастель-ди-Лама

Для проектирования церковного комплекса в небольшой итальянской коммуне архитектурное бюро Contini Architettura использовало формат традиционных городских центров, которые включают как религиозные, так и общественные здания.

Церковный комплекс состоит из нескольких построек: приходской зал на 130 мест, офис священника, спортивный клуб, где есть даже свой бар.

Все здания постарались объединить одинаковой палитрой материалов. Как и во многих других современных зданиях, внутри очень много света.

5. Церковь Папы Иоанна Павла II в Венгрии

В венгерской деревне Пати недалеко от Будапешта построили церковь в форме полумесяца. Освящена она была в 2019 году, но полностью работы завершилось в этом году.

Если традиционная церковь обычно прямоугольная, строго ориентированная по сторонам света, то церковь в Пати – это система вписанных эллипсов, которые символизируют бесконечность.

Необычно выглядит церковь не только снаружи, но внутри. В интерьере пространства нет ни одного острого угла! Овальные формы, перетекающие в потолок наклоненные стены, закругленные края ниш должны настраивать на ощущение покоя и безмятежности.

Здесь не встретишь богатого убранства, скорее даже наоборот – интерьер воплощает идеи аскетизма. В основе белый цвет как символ чистоты. Архитекторы хорошо продумали освещение: солнечные лучи попадают внутрь благодаря световым колодцам, отверстиям в кровле, а прожекторы размещены под куполообразным потолком.

6. Индонезийская церковь из древесных отходов

Для рабочих каучуковой плантации компания TSDS Interior Architects построила церковь из древесных отходов местного производства. Архитекторы задействовали ненужные отходы лесной промышленности, а также бракованные элементы, которые не подходят для продажи.

Идея состояла не только в том, чтобы создать церковь с упором на экологию, но и продемонстрировать, что красивое и современное здание можно построить всего из одного материала. В конструкции архитекторы задействовали древесину разных сортов: бангкирай, капур, меранти и римба.

Читайте также:
Технология производства пенобетона

Архитекторы адаптировали церковь для жаркого климата: крышу приподняли, чтобы обеспечить перекрестную вентиляцию, а стены покрыли дополнительным слоем панелей из дерева для защиты от солнца.

7. Воскресенская церковь из фарфора

В норвежском городе Порсгрунн архитектор Эспен Сурневик в сотрудничестве с Trodahl Architects спроектировал церковь с фарфоровым покрытием, которая заменила собой разрушенную во время пожара в 2011 церковь XVIII века.

Посмотрите, сколько внутри света, насколько просторно и легко выглядит церковь.

Церкви для будущего

Историк искусства Лев Масиель Санчес объяснил, что происходит в современной церковной архитектуре России, и показал шесть вариантов ее развития

Церковная архитектура России отличается от светской прежде всего тем, что в 1990-е годы она начиналась с нуля. Храмы не строились в стране в течение 70 лет, и отношение к церквям пришлось вырабатывать фактически заново — так же как и к самой Церкви. Основным направлением стало возведение храмов в тех же формах, что были до революции. Формы эти были разные, и отбиралось из них не все.

Главный ориентир — формы древнерусской архитектуры, в основном с XII по XVI век. Столь любимый зодчими последних ста лет перед революцией XVII век менее популярен — не в последнюю очередь из-за утраченного навыка производства качественных деталей. Барокко и классицизм фактически отвергнуты как недостаточно православные.

В последнее время в моде неорусский стиль — архитектура начала ХХ века, эпохи модерна, живописно имитировавшая древнерусскую. Формы современной архитектуры в храмовую архитектуру России не допущены, хотя в зарубежной православной архитектуре они встречаются — правда, не являются мейнстримом. Все поиски пока происходят внутри традиционалистской парадигмы, по линии комбинации исторических элементов и (в последнее время все чаще) «осовременивания» зданий — то есть по путям, пройденным церковной архитектурой Европы в XIX и первой половине XX века. В этом смысле с точки зрения собственно архитектуры русские храмы не способны воплотить содержательный современный художественный образ и пока представляют лишь конфессионально-этнографический интерес. Однако, учитывая 70-летнюю паузу в развитии нормальной религиозной жизни страны, есть надежда, что постепенно представление о самой Церкви и отношение к церковному искусству изменятся, последнее сможет покинуть гетто историзма и предложить наполненные новыми смыслами архитектурные образы.

1. Свято-Владимирский скит Валаамского монастыря (2006–2007 годы, авторский коллектив Андрея Анисимова, архитекторы Татьяна Ефимова и Наталья Бледнова)

Фотография иерея Максима Массалитина. 2009 год © Wikimedia Commons/иерей Максим Массалитин

Масштабный образец эклектичной архитектуры, созданный на основе форм средневековых Новгорода и Пскова (одноапсидные алтари, звонницы и прочее) с добавлением элементов московского зодчества XVI века (шатер) и неорусского стиля (шлемовидные купола). Детали грубоваты, композиция переусложнена, отсутствует иконографический замысел — архитектурные цитаты, порождающие новые смыслы. Исключительно изобильную продукцию мастерской Анисимова можно назвать официальным мейнстримом современного церковного строительства.

2. Храм Петра Апостола в Петербурге (2005–2009 годы, по проекту Андрея Лебедева)

Фотография Антона Кукушина. 2012 год © flickr.com/Anton Kukushin

Среди построек в духе неорусского стиля выделяется выразительным силуэтом, оригинальной композицией и разумной степенью обобщенности деталей. Может стоять в ряду приличных (но совсем не лучших) образцов дореволюционного неорусского стиля; почти предел достижений современного ретроспективизма. Единственное, чего храм точно лишен, — это интересного иконографического замысла; увы, в России такового почти не встретить.

3. Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Кирове (1997–2003 годы, по проекту Евгения Скопина)

Фотография Григория Сысоева. 2007 год © Григорий Сысоев/ТАСС

Очень интересен с точки зрения замысла. Во-первых, смелая треугольная композиция (несколько треугольных в плане храмов было построено в России в эпоху классицизма). Возможно, имеется в виду соотнесение каждого из приделов с одной из мучениц, а центрального объема — с их матерью. Во‑вторых, обращение к теме местного типа храма эпохи барокко. Это замечательно и в смысле обращения к считающейся многими «неправославной» эпохе, и в смысле интереса к местному наследию. Отсутствие последнего, к сожалению, не должно удивлять. После блестящего расцвета региональных художественных традиций в XVIII веке вся страна вне Москвы и Петербурга превратилась в XIX столетии в живущую лишь столичными ориентирами провинцию, коей и остается до сих пор. Преодолеть столь давнюю тенденцию сложно. И тем отраднее видеть постройку, свидетельствующую о сохранении чувства региональной самоценности.

4. Храм преподобного Серафима Саровского в Билибине (2003–2009)

© wikimapia.org/tazik

В свое время стал известным благодаря оригинальному и уникальному по смелости (пусть и не по удачности) художественному решению интерьера, предложенному московским художником Виталием Мельничуком. Местный консервативный епископ Диомид отказался тогда освящать храм.
С точки зрения архитектуры он скромен, но любопытен как пример обращения к местным традициям. Использован — правда, менее узнаваемый, чем в предыдущем случае, — образ типичного деревянного сибирского храма XVIII–XIX веков: приземистого, типа «восьмерик на четверике», побеленного для сходства с каменным. То есть именно такого, какой мог быть построен на этой земле.

Читайте также:
Стулья со спинкой (50 фото): винтовые и откидные конструкции с низкой спинкой без ножек, стандартные размеры и угол наклона

5. Церковь Николая Чудотворца в Повенце (2003–2004 годы, архитектор Елена Шаповалова)

© Wikinedia Commons/Thule

Единственный современный русский храм, который можно назвать действительно хорошей архитектурой. Один минус, правда, сразу заметен: неудачное соединение боковых главок со скатами кровли главного шатра.
Построен как памятник погибшим на строительстве Беломорканала, проходящего за храмом. В целом здание напоминает типичную для Русского Севера постройку. Правда, использован нестандартный тип завершения: боковые шатры в деревянных северных храмах никогда не ставились по диагонали от главного. Основной объем решен оригинально: он повторяет уникальные формы собора Соловецкого монастыря и при этом в том виде, какой он имел в лагерные времена. Эффект усиливается грубой поверхностью бетона. Тема ГУЛАГа подхватывается звонницей, напоминающей лагерную вышку. Сочетание крашенных в серый цвет бревен и бетона удачно подходит и мемориальной теме, и образу северного храма. Бетонные поверхности неожиданно ставят эту церковь в ряд со знаменитыми храмами европейского модернизма — 100-метровым храмом Огюста Перре в Гавре, капеллой Ле Корбюзье в Роншане, собором Сакре-Кер в Алжире и другими. Вряд ли эта ассоциация специально имелась в виду — но в том и заключается свойство настоящего произведения искусства, что оно может сказать много больше того, что вкладывает в него создатель. Итак, храм в Повенце — вроде бы единственный в современной России, где сложный иконографический замысел находит достойное художественное воплощение. Других пока найти не удалось.

6. Проект часовни для Русского Севера (2013 год, авторы Иван Земляков и Даниил Макаров)

Проект миссионерского храма ΙΧΘΥΣ Даниила Макарова. 2011 год © Даниил Макаров/cc-qc.ru

И один пример бумажной архитектуры. Авторы поместили часовню на Большой Заяцкий остров Соловецкого архипелага, среди первобытных каменных лабиринтов. Редкий пример постройки, не ориентированной на исторические формы. Тем не менее образ узнаваем как храмовый и верно улавливает гений места. Речь идет не о состоявшейся удаче (придраться есть к чему), но о верно предложенном варианте направления поисков.

Мирошкин Майкл

Популярные тэги

Подборка современных храмов со всего мира

Сент. 28, 2012 | 01:03

Тот раскол, который у нас сейчас нарастает в обществе, меня очень расстраивает. На самом деле религия нужна, многим просто необходимо верить во что-то святое. В то же время, у руля должны стоять адекватные, молодые и прогрессивные люди, чувствующие настроение общества, плавно под него подстраиваясь. Но с этим у нас большая проблема, страной управляют пенсионеры, выросшие в дикие времена. В Швеции, например, недавно церковь благословила однополые союзы и уверен, за ней плавно последуют церкви других стран. Ну и конечно не могу не сказать о внешнем виде храмов, в большинстве развитых странах можно найти очень крутые современные храмы. Я хоть и атеист, но думаю иногда возможно заходил бы в крутой современный храм, хотя бы просто посидеть и подумать о вечном.
Зачем нужны все эти навороты и позолоты? Смотреть тошно, не то что находиться там.

1.
Австрия

2.
Новая Зеландия

3.
Колумбия

4.
Мексика

5.
Япония, 1989 год

6.
Канада

7.
Португалия

8.
Корея, конечно же, южная.

9.
Австралия

10.
Испания

11.
Италия

12.
Синагога в Голландии

13.
США

14.
Чили

15.
Австрия

16.
Финляндия

17.
Опять Австрия, кстати именно в Австрии больше всего крутых храмов

18.
Тайвань, 1963 год!

19.
Испания

20.
Швейцария, конструкция временная

21.
Пекин, Китай

22.
Дания

23.
Париж, Франция. В этом храме я был, безумно понравилось.

  • 71 открытых глаз
  • Открыть глаза

27.09.2012, 21:23 (UTC)

в Финляндии еще интересная церковь в скале в Хельсенки

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 08:27 (UTC)

+1. и акустика там хорошая

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 03:37 (UTC)

Да, в такие храмы, наверное и идти радостнее.

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 08:38 (UTC)

Дак к Богу идут а не тем кто. тише ребята, тише.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 04:00 (UTC)

Да уж – непривычно. Чего-то я с трудом представляю такие храмы в наших деревнях и селах ) Хотя- очень экономно, не надо тратиться на украшательства )

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии
Читайте также:
Укладка плит перекрытия на газосиликатные блоки

28.09.2012, 08:07 (UTC)

А вот посмотрит кто из сельских строителей и гденибудь и построят похожее.
Купечество подсобит.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 05:41 (UTC)

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 05:59 (UTC)

еще в этой церкви очень приятно быть: Mortensrud church Oslo

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:22 (UTC)

Да, круто, Норвегии еще не было, добавлю тут картиночку

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 06:01 (UTC)

а вообще, религия другая и культура другая, к которой шли веками

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:09 (UTC)

Интересно.
Мне кажется что закостенелось религии влияет на закостенелось культуры.

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:15 (UTC)

Благодати тут нет!

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:15 (UTC)

Очень креативная подборка! Спасибо!

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:15 (UTC)

У вас на фото изображены протестантские храмы. В России подавляющее большинство христин это православные, У нас другие традиции. У нас нет никаких стульев, никаких роялей, никакой современной речи, поэтому русская православная церковь и называется ортодоксальной.
Если вам по душе современные храмы, ходите в них, но это не православие.
К примеру, свидетели Иеговы вообще на лавочках в парках собираются. Так что, как говорится, вперед и с песней.

Edited at 2012-09-28 07:16 am (UTC)

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:21 (UTC)

В церрррркви смрррад и полумраккк! Дьяки курят ладааан. Нееет! И в церррркви все не так, Все не так, как надооо.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
Зачем нужны навороты на ваших фото?

28.09.2012, 07:20 (UTC)

Нужны ибо Богу это приятно. Всё в этом мире принадлежит Ему так что золото надо по назначению применять. По крайней мере надо всегда осознавать что у всех вкусы разные и о вкусах нне спорят. Но к сожалению люди только и делают что спорят о вкусах.

А такая храмовая урбанистическая ,выхолощенная,мёртвая архитектура скорее уводит от Бога. В том что показали тоже есть элементы роскоши. Тогда просто можете привести фото ДК и кинотеатров, где проводят встречи те религиозные организации, которые пока не построили свои собственные храмы.

А можно и на квартирах собираться. Я как-то был дома у психолога Ольги Барановой так у ней в комнате перед балконом был иконостас во всю стену. Не помню кто у ней собирался-кажется униаты.

Хотя и позолоченный ,и пустостенный храм тоже может стать местом знакомств, ссор и драк.

Вы сами хоть в какой-то храм регулярно ходите?

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:22 (UTC)

Может я и не к месту выражёвываюсь тут, но этот пост очень хорошо показывает современное положение, вернее тот бардак, который у всех в голове: “религия” – это не только христианство в форме православия. Религия – это еще и язычество, иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и остальные христианские конфессии (я намеренно называю только то, что есть в РФ). И у каждой конфессии – свои проблемы и свои “святые истины”. И забывать об этом – это все равно, что разводить костер на складе лакокрасочных материалов, утверждая, что канистру с бензином оставили снаружи :).

Edited at 2012-09-28 07:23 am (UTC)

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 08:02 (UTC)

Русских протестантов, так наз. “беспоповцев”, долго и эффективно уничтожали. Это была кампания не на десяток лет, а на пару веков. Если бы столько же времени сажали-убивали представителей др. конфессий, их бы тоже практически не стало, как и русских протестантов. Однако, и сегодня они существуют. Более того, насколько можно судить, протестантство в России на пороге своего ренессанса. Кстати, обсуждаемый пост – тому свидетельство.
К слову, растущее принятие русскими ислама – отчасти также свидетельствует, что идея ненужности между Богом и человеком посредников имеет весьма высокий рейтинг.

К чему я это всё?
С точки зрения интересов христианского мира нашим православным неплохо бы перестать особиться, и с уважением относиться к единоверцам.
Тем более, что среди христиан православные – самые малочисленные. По данным на 2012, в мире насчитывалось 1,196 млрд католиков, протестантов – не менее 800 млн. Православных (всех) – 120 млн. Вместе – более 2 млрд. христиан.
А одна “ортодоксальная” РПЦ – это примерно 20 млн прихожан.
Кстати, примерно столько же в России мусульман

Edited at 2012-09-28 08:04 am (UTC)

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:32 (UTC)

Читайте также:
Стильная гостиная неоклассика: 70 фото интерьера, выбор мебели и дизайна

Когда церковь благословляет “однополые союзы”, она автоматически перестает быть церковью. Возможно, со временем под давлением “прогрессивной общественности” она начнет благословлять и эвтаназию, и каннибализм, и тогровлю органами. Но это уже не церковь, а просто общественная организация, использующая церковную атрибутику.
В Африке есть такое понятие, как “культ карго” – это когда туземцы с деревянными автоматами сидят у ангаров, построенных из соломы, и ждут, когда прилетит настоящий самолет.

Так называемая “вера” в Европе давно утратила свое истинное содержание и превратилась в культ карго. Так что какие бы “суперсовременные” (кстати, с точки зрения художественного вкуса весьма сомнительные) “храмы” ни строили в Европе – Бога там нет, Он не присутствует там, где совершается беззаконие, так же как настоящий самолет не прилетит к соломенному ангару.

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

28.09.2012, 07:35 (UTC)

А чем культ карго принципиально хуже культа христа?

Топ-10 самых необычных церквей мира

Изменив традиционные каноны церковной архитектуры, талантливые зодчие попытались перестроить сложившееся сознание масс, рискнув снести конструкции, устоявшихся веками, принципов эстетики и религии. Церковные здания, представленные в нашей статье, могут ошеломить свободой фантазии своих авторов и их гениальностью.

2016 год, Кейптаун, ЮАР.
Авторы: студия Steyn.

Рядом с Кейптауном, на территории частной виллы, несколько лет назад появилась небольшая часовня Бошьес. Невероятная конструкция кажется невесомой благодаря остеклению и отражающейся в нем водной глади бассейна, а также белоснежной изогнутой крыше, напоминающей взмах крыльев птицы. Плавные линии часовни перекликаются с гористыми склонами окрестностей. Несмотря на элегантность внешнего образа, интерьер часовни очень аскетичен – по двум сторонам от входа расположились простые лавки, а стены лишены какого-либо убранства – распятья заменяют перекрещивающиеся рамы окон. В сумерках прозрачные стены практически исчезают – теплая подсветка создает эффект парящей крыши.

Лютеранская церковь Хатльгримскиркья

1974 год, Рейкьявик, Исландия.
Автор – Гудйоун Самуэльсон.

Здание церкви расположилось в самом центре Рейкьявика и является одним из главных туристических достопримечательностей города, на строительство которого ушло целых 38 лет. Проектируя эту необычную церковь, архитектор вдохновлялся необычайной красотой вулканов Исландии. 75-ти метровая колокольня видна отовсюду в городе и является отличным ориентиром, а также смотровой площадкой для туристов. В архитектуре этого уникального культового сооружения переплелись разные эпохи и культуры. Интерьер оформлен строго и аскетично, в церкви нет ни икон, ни лепнины, только большое количество вертикальных линий.

2013 год, Ономити, Япония.
Автор: Хироши Накамура.

Свадебная часовня в виде двух переплетающихся спиралей-лестниц, устремленных вверх и поддерживающих друг друга – изящная и очень красивая идея от Hiroshi Nakamura из студии NAP Co.Ltd. По задумке, будущие молодожены поднимаются каждый по своей лестнице, символизирующей преодоление изгибов и поворотов судьбы, и благополучно встречаются на вершине, с которой открывается головокружительная живописная панорама, дарящая невероятные эмоции. Гости наблюдают за процессом снизу – из полностью стеклянного зала, в котором находится алтарь. Спиральная конструкция лестниц не только романтична и символична, но и практична – она работает как пружина, поглощая вибрации и делая сооружение более устойчивым при неспокойной сейсмологической обстановке. Стальной каркас обшит панелями из дерева, которые придают органичность столь футуристичному дизайну.

Прозрачная церковь “Читая между строк”/ Reading between the lines

2011 год, Борглоон, Бельгия.
Авторы: Петерьян Гийс, Арноут Ван Ваеренберг.

Уникальное здание появилось на свет благодаря двум молодым бельгийским архитекторам, сумевшим переосмыслить традиционные каноны и превратить обычную церковь в шедевр современного архитектурного искусства. Прозрачная церковь имеет высоту в 10 метров и состоит из стальных элементов и сотни слоев горизонтальных пластин. Оставленные между пластинами промежутки дают посетителям возможность “видеть” сквозь стены и любоваться красотой окружающей природы. Архитекторы расположили пластины таким образом, что с разных ракурсов они создают то полупрозрачный силуэт, то сплошной, а издалека кажется, что здание словно парит в пространстве.

Храм Лотоса

1986 год, Нью-Дели, Индия.
Автор: Фариборз Сахба.

Необычный храм из белого греческого мрамора по форме повторяет цветок лотоса. На создание этого уникального здания архитектора вдохновил всемирно известный проект Сиднейского оперного театра в духе структурного экспрессионизма. Все храмы веры Бахаи всегда имеют общие архитектурные черты, такие как, округлую форму, девятиугольный силуэт в плане, купол, отсутствие скульптур и алтарей внутри здания. Архитектору удалось сохранить основные каноны и при этом создать очень необычный образ из 27 “лепестков”, объединенных в группы по 3, тем самым придав храму округлую девятиугольную форму. 9 входных дверей с каждой стороны храма ведут в главный зал сорокаметровой высоты и вмещающий в себя 2500 человек.

Читайте также:
Фото дизайна веранды на даче своими руками
Приходская церковь Санта-Моника

2006 год, Ривас-Васьямадрид, провинция Мадрид, Испания.
Авторы: Vicens+Ramos Arquitectos.

Глядя на это ультрасовременное здание, вряд ли кому-то может прийти в голову, что перед ним находится церковь. Церковь в стиле “хай-тек” авторы описали как “взрыв, застывший в миг после детонации”. При всей футуристичности здания, его конструкция довольно проста: металлический каркас обшит гипсокартоном и облицован кортеновской сталью. Алтарный фасад церкви особенно необычен и абстрактен – уникальность ему придают выступы с окнами-люками, символизирующие не только стремление к свету, но и желание католической церкви не отставать, а может быть, даже опережать, время .

Кадетская часовня Академии ВВС США

1962 год, Колорадо-Спрингс, США.
Автор: Уолтер Нетч.

Здание часовни меньше всего похоже культовое сооружение, скорее – штаб воздушной базы или футуристичный космический корабль. Еще одна особенность часовни – это то, что она рассчитана на прихожан разных конфессий. На двух этажах расположились отдельные зоны для католиков, протестантов, иудеев, а также предусмотрены помещения, лишенные каких-либо религиозных атрибутов.
Образ здания составляют 17 стальных рам, заканчивающихся шпилями на высоте около пятидесяти метров. А проникающий через витражные окна в алюминиевых сводах разноцветный свет создает удивительную мягкую атмосферу покоя. Необычный стиль строения в свое время вызывал множество разногласий, что, конечно, неудивительно. Критики называли здание “готикой века скоростей”. Спустя десятилетия, часовню, тем не менее, признали историческим памятником, и ежегодно сотни тысяч туристов посещают эту необычную достопримечательность.

Часовня Святого Креста

1956 год, Седона, Аризона, США.
Автор: Маргарита Штауде.

Маргарита Штауде, глубоко верующая католичка и неформальная студентка Фрэнка Ллойда Райта, считала часовню своим главным детищем и выполнением миссии всей жизни. Она на протяжении двадцати лет ездила по городам Америки и Европы, разыскивая идеальное место для претворения в жизнь своей задумки и, наконец, найдя живописный уголок рядом с городком Седона, исполнила свою мечту и возвела этот удивительный символ веры и духовной силы.

Белокаменное здание часовни возвышается на 70 метров над долиной и кажется, будто оно является единым целым со скалой, а 28-ми метровый крест на фасаде служит главным композиционным акцентом и в то же время несет на себе витраж алтарной стены, сквозь который открывается головокружительный вид на город.

Хрустальный собор / Crystal Cathedral / Christ Cathedral

1980 год, Гарден-Гров, Калифорния, США.
Автор: Филипп Джонсон .

Эта церковь является самым большим сооружением из стекла, способным выдержать землетрясение до восьми баллов. Здание высотой с 12-ти этажный дом, построено из 12 тыс. зеркальных кусочков, нанизанных на несущую металлическую конструкцию с помощью силиконового клея. Остроконечный 77-ти метровый шпиль необычной колокольни церкви устремлен в небо. Дополняет эффектную картину небольшое озеро с фонтанами и ручьями, окруженное газоном и садами. Внутри церкви установлен один из самых больших в мире органов, насчитывающий более 16 тысяч труб.

2011 год, Хейнбург, Австрия.
Авторы: COOP HIMMELB(L).

Форма здания напоминает огромный стол, а изогнутая крыша лежит на ножках “стола” – стальных колоннах. Оригинальная крыша – это плод современных цифровых технологий: внешняя оболочка изготовлена из изогнутых стальных пластин толщиной 8 мм, приваренных к конструкции рамы. Вся структура из сетки, каркаса и стальной “кожи” весит 23 тонны. Элементы крыши здания церкви собирались на верфи, т.к. использование столь сложных форм потребовало серьезных технологий обработки металлов, которые доступны только в судостроительстве.

Помимо основного молитвенного здания, на территории возведена колокольня высотой 20 метров, в основе которой также лежит стальная конструкция.

Современный храм – аскетичный, функциональный, нетиповой?

О недостатке красоты, «эгоизме» архитекторов и программе «200 храмов»

Архиепископ Егорьевский Марк, председатель финансовохозяйственного управления Русской Православной Церкви:

Иногда, посещая стройки, проходится слышать, сколько нужно кубов бетона и у кого заказывать окна. Но нечасто люди говорят о красоте и о том, как храм впишется в окружающий ландшафт.

Архиепископ Егорьевский Марк во время доклада

У нас продвинулись многие области – мозаика и стенопись, ювелирное искусство. Увы, архитектура пока отстает.

Проблема и в том, что многие архитекторы эгоистичны. Они не думают о том, как храм потом будет расписан, где встанет иконостас и расположится хор. У нас недостаток синергии.

Вторая проблема: очень часто, строя храм, архитекторы слепо копируют образцы XIV-XV века. А в это время на Западе возникают храмы, которые на храмы-то не похожи. Во всём должна быть мера, но не должно быть рабского подражания традиции.

Читайте также:
Точильный станок с педальным приводом

Мне же поручено заниматься московской программой «200 храмов». Первоначально предполагалось, что храмы там будут типовые и быстровозводимые. Но оказалось, что и храмы строят нетиповые, и возводят их небыстро. Но, может быть, в этом случае проще иногда заказывать индивидуальные проекты.

Некоторые храмы, выбранные в своё время комиссией, красивы, но очень непросты в ремонте, который не сделать без лесов и подъемных кранов, и дороги в эксплуатации – например, в случае, если предусмотрено тепловое отопление.

Архиепископ Егорьевский Марк

На мой взгляд, нам нужно иметь недорогие проекты быстровозводимых храмов, которые ставятся как временные или невременные, как только оформляется земля. И у нас есть примеры, когда вокруг такого храма потом возникает община и воскресная школа, и община начинает жить.

Надо ли строить такие времянки, если люди, даже светские, стремятся к красоте, и даже собрание Отцов, название которого у нас обычно переводят как «Добротолюбие», на самом деле переводится как «любовь к красоте». Но, на мой взгляд, в нынешних условиях кризиса о недорогих временных храмах тоже подумать надо.

Во все эпохи храм был передовым образцом архитектуры

Сергей Олегович Кузнецовглавный архитектор города Москвы:

Одна из актуальных современных проблем – качество храмовых проектов. Любой человек, который обучался архитектуре, может подтвердить, что как примеры архитектуры любой эпохи в институтских программах приводят обычно храмы.

Очень печально, что этот статус передового края архитектуры храмовое зодчество утратило. Наша задача – его вернуть.

Что до задачи быстровозводимых храмов, я постоянно думаю о том, почему у нас мало строят из дерева – исконно российского и возобновляемого материала.

И я, и команда «Москомархитектуры» с удовольствием будем участвовать в этих творческих поисках и сделаем всё возможное для того, чтобы способствовать развитию московского храмостроительства.

«Архитектурный эксклюзив» и «архитектурный ширпотреб»

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий:

Есть две проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, – наше невежество и низкий уровень управления строительством. Если мы хотим иметь хорошие храмы по внешнему виду и функциональности, нужны хорошие проектные работы.

Руководить всем должен архитектор, потому что как только в ситуацию вмешивается кто-то ещё – даже наместник, – единый ансамбль рассыпается.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Вторая проблема – а кто будет строить? Если храм проектирует человек, который вчера строил кинотеатр, а сегодня – торговый центр, получается невесть что – помещение массового пребывания.

С другой стороны, заказчик должен доверять автору проекта. Потому что если заказчик то и дело прибегает: «Окна мне нужны только такие», – из первоначальной идеи получается нечто разностильное.

Архитектор должен сопровождать и строительство. Потому что попытки заказчика найти мастеров и материалы подешевле иногда приводят к тому, что приходится решать проблемы в уже готовом здании.

У себя в епархии я отобрал несколько мастерских, которые могут обеспечить качество и, в то же время, делают некоторую экспертизу проектов. Потому что «свалиться в эксклюзив» в деле храмоздательства так же опасно, как «свалиться в ширпотреб».

Было бы полезно обязать проектные мастерские ещё и обслуживать свои храмы. Тогда вопрос излишне дорогого отопления в проектах был бы решён.

То есть, важен вопрос не только строительства, но поддержания и сохранения храмов. Если новопостроенный храм через три года закоптился, следует, на мой взгляд, разобраться, не вина ли это проектировщика.

Образ современного храмааскеза

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий:

Мне кажется, наша церковная архитектура должна быть универсальной. Когда нужно, следует проектировать храмы с богатым декором. Но иногда нужен минимализм.

Например, если пересчитывать на количество населения, то в нашей епархии храмов нужно сорок или пятьдесят. Но ведь храм – не стоянка, его просто по количеству людей считать нельзя.

Когда говорят о храмах «низкобюджетных», нужно иметь в виду, что у нас всегда будут окраины, где денег мало и будет ещё меньше.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий

Жаль, что у нас нет «министерства церковного искусства». Нам проще архитекторов и строителей пригласить. Во Владимирской епархии епархиальный архитектор у меня был, в нынешней – я могу о таком человеке в штате только мечтать.

Зато у нас есть много храмов в полуподвальных комнатах, в трансформаторных будках и посёлков, про которые говорят: «Они умирают».

На мой взгляд, нам нужно создать образ современного храма. И в современном состоянии этот образ должен быть аскетичным. И как икона – это «умозрение в красках», так храм должен быть «аскезой в архитектуре».

Читайте также:
Споттер из старой микроволновки: как сделать своими руками

Да, нам нужны и мобильные, и сборно-разборные храмы – командование военных частей давно у меня их просит. Но образ храма и всеобщий архитектурный ликбез нам нужен больше.

«200 храмов»: «качественные итоги» программы

Протоиерей Андрей Юревич, главный архитектор Финансовохозяйственного управления РПЦ:

Прошло почти пять лет, с тех пор, как в Москве стартовала программа «200 храмов». Итоги, которые обычно по ней подводят, количественные – сколько участков выделено, храмов построено и т.д. Но о качестве говорят редко.

Изначально планировалось, что в основу программы будет положен модульный храм-конструктор, потом от неё отказались. Решили остановиться на так называемых «типовых проектах».

Протоиерей Андрей Юревич (в центре)

Однако образцовые проекты исторически если разрабатывались, то для провинции, где всегда были проблемы со строительными кадрами. Для столиц же были характерны индивидуальные проекты, и на них же настаивают батюшки, микрорайоны у которых и так типовые. Дескать, пусть в микрорайоне одинаковых многоэтажек хотя бы храм будет нетиповой.

К тому же типовое домостроительство предполагает заводы типовых конструкций, которые производятся партиями. Для храмов такого производства нет, каждый из них всё равно возводится как индивидуальный проект. В итоге вся экономия – несколько десятков тысяч рублей на проектирование, которые большой московский приход всегда найдёт.

Большинство проектов не продуманны. Там не только нет подсобных помещений, не предусмотрено место под хор, гардероб, пономарку, комнату для многодетных мам с детьми. Всё это отрезается от основного объёма, и в итоге храм получается совсем небольшим. А в случае с Москвой возведение храма на 200-250 человек, на мой взгляд, вообще не имеет смысла.

Выход – разработку типовых проектов надо продолжать, а сами проекты – додумывать, в том числе используя проект типа «базилика» – он прост для возведения и может варьироваться во внутреннем наполнении.

До сих пор дом причта планируется как отдельное строение. Было бы интересно делать цельные комплексы, где бы храмовое помещение было вписано в комплекс хозяйственных помещений. Это позволило бы сэкономить на подведении коммуникаций и решило бы проблему городской застройки, где нередко участок выделяется исключительно под площадь храма – тогда все службы располагаются в нижних этажах.

Полезен ли взгляд на Запад?

Сергей Валерьевич Чапнин, главный редактор журнала «Храмоздатель»:

Журнал «Храмоздатель» был задуман как площадка для обмена мнениями. К сожалению, чаще, чем раз в год, собирать большие конференции пока не получается.

Но итоги их надо публиковать не только в заметках и в новостях, но в обширных статьях. И мы рады предложить для этого площадку, к которой присоединились уже и скульпторы, и иконописцы, у которых, как оказалось, нет своего журнала.

Одна из перспектив развития храмового зодчества, на мой взгляд, – это не только следование традиции, но и взгляд на Запад, где тоже есть очень интересные традиции. Например, очень интересную статью для нас в своё время написал главный архитектор Саграда Фамилия, и многие православные священники отмечали, что рассказ о строительстве такого выдающегося храма способен обогатить и православную традицию.

О критериях выбора проектов и авторском праве

Михаил Юрьевич Кеслер, председатель экспертного совета Гильдии храмоздателей, член совета по архитектуре САР:

До сих пор критерии выбора проектов чётко не зафиксированы.

Во-первых, конечно, это должно быть следование канонической традиции. Беда, что многие понимают её по-разному — от слепого копирования образцов до абсолютной игры воображения. Увы, к тому же, современные архитекторы плохо знают службу, и это отражается на функциональности.

Благолепие – это не обилие декора, а знание пропорций древней архитектуры и использование материалов современных, но рукотворных – резьбы, а не литого камня, позолоты, а не нитрида титана.

Функциональность тоже важна для современного храма.

Все эти критерии мы учитывали при проведении конкурса храмовых проектов. К сожалению, из двухсот присланных проектов удалось выбрать около тридцати.

Хочу обратить внимание присутствующих также на то, что при дальнейшем использовании проектов должно неукоснительно соблюдаться законодательство об авторском праве.

В рамках конференции были также вручены дипломы победителям конкурса проектов храмового зодчества.

Андрей Анисимов, заслуженный архитектор России. Создатель «Гильдии храмоздателей» глава группы архитекторов и реставраторов «Мастерские Анисимова»

Полусухая стяжка пола: от особенностей технологии до стоимости материалов и работ

Стяжка пола — обязательный этап качественного ремонта. Она позволяет идеально выровнять пол и подготовить его к укладке декоративного покрытия — ламината, плитки или паркета. Стяжка обеспечивает теплоизоляцию, скрывает инженерные коммуникации, а также дает возможность создать определенный уклон для оттока воды, если это необходимо.

Существует несколько технологий обустройства стяжки пола, но самым распространенным на сегодняшний день методом является так называемая полусухая стяжка пола.

Читайте также:
Фасад дома (116 фото): что это такое, виды устройства в частных коттеджах, красивые варианты оформления в одноэтажных зданиях, современные примеры в стиле «шале» или «прованс»

Ключевые особенности технологии полусухой стяжки пола

При устройстве полусухой стяжки на очищенную и подготовленную поверхность пола с помощью специальной машины — пневмонагнетателя — перемешивается и подается смесь, состоящая из мытого крупнозернистого песка, цемента М500, фиброволокна и пластификатора с небольшим добавлением воды. Эта смесь скорее влажная, чем жидкая. Состав заливается по специальным набивным маякам и выравнивается. После укладки смесь нужно оставить на несколько дней «дозревать». Уже через неделю можно укладывать финишное покрытие.

В каких случаях подойдет

Полусухой метод подходит как для новостроек, где качество пола изначально довольно неплохое, так и для старых домов, в которых пол может быть очень неровным, правда, в последнем случае слой смеси должен быть толще. Также полусухая стяжка активно применяется при выравнивании пола в офисах, коттеджах и на промышленных объектах.

Технология дает возможность выравнивать наклонные поверхности и поверхности сложной формы. Это также оптимальный выбор для «скоростного» ремонта, поскольку продолжать отделку помещения можно уже через пару дней после укладки пола. Такая стяжка позволяет провести ремонт в сжатые сроки и при этом получить прочное и устойчивое к нагрузкам покрытие. Полусухой пол можно рекомендовать и для ремонта зданий с тонкими перекрытиями — вес такой стяжки относительно невелик, при этом она обеспечивает хорошую тепло-, звуко- и гидроизоляцию.

Состав смеси для полусухой стяжки пола

Состав смеси для полусухой стяжки пола включает в себя пять основных компонентов — воду, цемент марки М500, пластификатор, полипропиленовое фиброволокно и крупнозернистый песок. Содержание воды в такой смеси невелико, поэтому она по консистенции похожа на влажный песок и сохнет гораздо быстрее, чем мокрая смесь (например, бетон).

Цемент марки М500 очень прочен, он способен выдерживать давление около 500 кг на квадратный сантиметр. Именно от качества цемента в значительной степени зависит долговечность пола.

Песок, который используется в приготовлении смеси для полусухой стяжки, должен быть крупнозернистым и чистым, без частиц грунта или глины.

Очень важен в стяжке еще один компонент — армирующее фиброволокно, которое увеличивает прочность и эластичность смеси, предохраняет полусухую стяжку от растрескивания по мере высыхания, повышает ударопрочность пола и его устойчивость к динамическим нагрузкам. Полусухая стяжка с фиброволокном подходит для многих типов производственных помещений. Еще большей прочности можно добиться, если укладывать раствор на арматурную сетку.

Необходимое оборудование

Для изготовления смеси для полусухой стяжки пола требуется специальная смесительная машина — ее использование позволяет добиться идеальной консистенции смеси. Раствор подается при помощи пневмонагнетателя, и современное оборудование для полусухой стяжки пола позволяет подавать его на очень большую высоту, вплоть до 30 этажа. Таким образом, раствор готовится вне помещения. Это дает возможность не только избежать лишней грязи на объекте, но и сэкономить на подъеме материалов на этаж, что особенно важно, если в здании нет грузового лифта. Использование пневмонагнетателя существенно ускоряет и упрощает обустройство полусухой стяжки.

Для выравнивания раствора потребуется также шлифовальная машина («вертолет»), благодаря которой можно быстро создать совершенно ровную поверхность.

Устройство полусухой стяжки пола

Стяжка пола полусухим методом предполагает несколько этапов работ:

1 этап. Подготовка основания. Основание, на которое укладывается смесь, должно быть очищено от крупного и мелкого мусора. Затем основание покрывается полиэтиленовой пленкой или другим изолирующим материалом, а по периметру помещения укладывается кромочная лента. Чтобы пол получился действительно ровным, при помощи лазерного уровня определяется высота будущего покрытия и выставляются маяки.

2 этап. Укладка смеси. Цементно-песчаная смесь подается при помощи пневмонагнетателя и равномерно распределяется по основанию между установленными ранее маяками. Уложенная смесь разравнивается строительным правилом и зашлифовывается «вертолетом».

3 этап. Высыхание. Оптимальная температура для укладки такой стяжки 5–20 градусов по Цельсию выше нуля. Однако современные технологии позволяют обустраивать полусухую стяжку даже при минусовых температурах. Через 12 часов по стяжке уже можно ходить.

Временные затраты

Укладка полусухой стяжки механизированным методом — процесс достаточно быстрый. Использование спецтехники позволяет обустраивать до 250 квадратных метров полусухой стяжки за рабочий день. Продолжительность работ зависит от площади помещения, степени неровности основания, а также от высоты, на которую подается цементно-песчаная смесь.

Характеристики стяжки

Минимальная толщина полусухой стяжки пола составляет 40 мм. Уже при такой толщине слоя полусухая стяжка пола отличается прочностью и долговечностью, обеспечивает качественную тепло- и звукоизоляцию. Прочность полусухой стяжки составляет 150–250 кг/см 2 , а усадка — 0,2 мм/м, то есть при высыхании она практически не деформируется. После высыхания полусухая стяжка формирует очень ровную поверхность, так что нет никакой необходимости тратиться еще и на самовыравнивающиеся жидкие смеси — финишное покрытие можно класть прямо на новый пол.

Читайте также:
Стефанотис: уход в домашних условиях

Полусухая стяжка редко дает трещины благодаря малому количеству воды и наличию армирующей микрофибры в смеси.

Расходы

Стяжка пола полусухим методом вполне доступна. Ее стоимость под ключ составляет в среднем от 350 до 750 рублей за квадратный метр в зависимости от площади и толщины слоя стяжки. Чем меньше площадь помещения, тем дороже обойдется 1 квадратный метр стяжки.

Плюсы и минусы полусухой стяжки пола

Как у любой строительной технологии, у полусухой стяжки пола есть свои преимущества и недостатки.

  • Высокая скорость выполнения работ. Даже в обширной квартире или просторном загородном доме такую стяжку можно сделать за 1–2 дня. А поскольку сохнет такая стяжка тоже быстро, нет необходимости терять время, ожидая, пока покрытие будет готово к нагрузкам — ремонт можно продолжать уже на следующий день, причем нет никакой необходимости использовать мостки или настилы.
  • Полусухая стяжка пола — относительно «чистый» процесс. Воды в смеси очень мало, так что она не пачкается, к тому же нет риска залить соседей снизу.
  • Полусухая стяжка пола обеспечивает очень неплохую звуко- и теплоизоляцию помещения.
  • Нет необходимости дополнительно выравнивать покрытие — полусухая стяжка сама по себе достаточно ровная для укладки плитки, ламината, линолеума или паркета.
  • Низкий риск появления трещин.
  • Экономия на услугах грузчиков — смесь не нужно поднимать на этаж, она подается посредством пневмонагнетателя на высоту до 30 этажей.
  • Прочное и долговечное покрытие, способное выдерживать немалые нагрузки.
  • Невысокая стоимость материалов и работ.

Минусы:

  • Для укладки полусухой стяжки желательно привлекать профессионалов и использовать спецтехнику, поскольку вручную очень трудно как изготовить смесь нужной консистенции с равномерным распределением всех составляющих, так и разровнять и утрамбовать покрытие. Смесь для полусухой стяжки не растекается сама по себе, и для ее правильной укладки нужны определенные знания и опыт.

Как видно, недостатков у полусухой стяжки гораздо меньше, чем преимуществ. Именно поэтому технология полусухой стяжки пола получила такое широкое распространение.

Технология стяжки пола механизированным способом

Перед финишным напольным покрытием основание выравнивают такими способами: делают сухую или увлажненную засыпку, заливают бетонный или самовыравнивающийся раствор. Рассмотрим, что такое механизированная стяжка пола, какую смесь для этого используют, что особенного в этой технологии.

  1. Технология полусухой механической стяжки
  2. Преимущества и недостатки применения полусухой стяжки в квартире
  3. Оборудование для механической укладки стяжки пола
  4. Как правильно приготовить смесь
  5. Этапы работ при машинном способе заливки пола
  6. Пошаговая инструкция

Технология полусухой механической стяжки

Механическая стяжка выполняется для выравнивания чернового пола перед отделкой декоративным материалом. Машинный метод, при котором замешивают полусухую смесь, подразумевает подключение автоматического оборудования. Здесь необходимо приготовить рабочий раствор, подать, распределить его по поверхности, утрамбовать покрытие.

Преимущества и недостатки применения полусухой стяжки в квартире

Главными фактами, характеризующими механизированную стяжку, считают присутствие небольшого количества воды, использование строительного оборудования. Последнее позволяет автоматизировать работу, почти в 4 раза увеличить производительность относительно обрабатываемой площади за трудовую смену.

Кроме этого мастера отмечают следующие достоинства технологии:

  • образуется монолитная площадка в отличие от сухой засыпки;
  • требуется заметно меньше времени на высыхание в сравнении с бетоном;
  • затрачивается минимум трудовых ресурсов, сохраняется чистота на объекте.

Вода добавляется только для активизации химических процессов, которые связаны со связующим компонентом. Количество настолько мало, что для соседей снизу протечки исключены, как намокание чернового основания в целом.

В результате получается покрытие с высокими показателями плотности, прочности, твердости. А процесс трамбования массы сводит к нулю возможность появления трещин.

На фоне положительных моментов имеются и недостатки:

  • Для устройства полусухой машинной стяжки потребуется оборудование, при работе с которым нужны навыки, сноровка, опыт. Для единичной реализации проекта такой подход возможен, если заключить договор с компанией или частными предпринимателями, об условиях они пишут на официальных сайтах. Самостоятельно все сделать не получится, чтобы добиться качественного результата.
  • Обслуживание машин требует больших затрат в финансовом и трудозатратном плане, поэтому организации с целью окупаемости редко соглашаются выполнять заказы на площадь менее 100-500 кв. метров.

Оборудование для механической укладки стяжки пола

Устройство механической стяжки пола предполагает три основных этапа:

  1. замешивание раствора,
  2. его подачу на строительную площадку,
  3. формирование покрытия.
Читайте также:
Фасад дома (116 фото): что это такое, виды устройства в частных коттеджах, красивые варианты оформления в одноэтажных зданиях, современные примеры в стиле «шале» или «прованс»

Каждый шаг выполняется с помощью автоматического оборудования за исключением распределения смеси по установленным маякам. Здесь задействован человеческий ресурс. Мастер правилом убирает излишки смеси.

Для приготовления рабочей массы добавляется минимальное количество воды. Добиться однородного состояния своими руками практически невозможно, поэтому используются бетономешалка или комбинированное устройство. За счет электрического привода, специальных лопастей внутри емкости осуществляется замес раствора с необходимыми характеристиками.

Следующий шаг предполагает транспортировку готового состава на подготовленную площадку с помощью пневмонагнетателя установленными ориентировочными маяками.

Пустоты между ними заполняются посредством насосного оборудования, гибкого рукава. Лишнее снимают правилом.

Затирочная техника, которая понадобится для создания выравнивающего покрытия, настроена на выполнение двух функций: трамбованием выгоняется воздух, уплотняется раствор (имеются встроенные пружины), а круговые движения абразивного круга позволяют образовать относительно гладкую поверхность без лишних выступов. То есть черновая стяжка машинным способом одновременно становится чистовой под любую декоративную отделку (облицовка плиткой, линолеум, паркет, ковролин).

Как правильно приготовить смесь

Приготовление рабочей массы проводится вне ремонтируемого помещения. Это важно, чтобы обеспечить отсутствие пыли и мусора. Также соблюдаются рекомендуемые производителем смесей окружающие условия относительно влажности и положительной температуры.

По технологии сначала в квартире засыпают ровнитель, затем добавляют воду. Если используются отдельные компоненты, а не заводская смесь, то последовательность следующая:

  1. очищенный просеянный песок;
  2. фиброволокно;
  3. связующий компонент (цемент);
  4. функциональные пластификатор и присадки;
  5. вода.

Общее перемешивание должно длиться минимум три минуты без учета предварительного. Рецепт может выглядеть так:

  • Песок – 120 литров.
  • Цемент – 50 кг.
  • Вода – 15 литров.
  • Добавки не должны превышать рекомендуемый лимит от изготовителя. Как правило, на пластификатор при таком раскладе выпадает примерно 1,5 литра из расчета на один м3 раствора.

Фиброволокно может быть синтетическим или природным по происхождению. Важны экологичность и адгезия к составляющим в растворе компонентам.

Материал выполняет роль армирования, то есть усиления сухого остатка относительно прочностных показателей. Также риск появления трещин сводится к минимальному, увеличивается компенсаторный эффект при воздействии на покрытие механической нагрузки.

Этапы работ при машинном способе заливки пола

Выравнивание пола посредством механизированной стяжки включает три основных мероприятия: подготовка основания, установка маяков, работа с раствором. Отклонения от технологии на каком-либо этапе приведет в итоге к разрушительным последствиям. Поэтому все действия должны быть проведены по правилам.

Пошаговая инструкция

Полы всегда подвергаются точечной или переменной механической нагрузке. Любое повреждение чернового основания будет приводить к разрушительному эффекту. Поэтому на подготовительном этапе устраняют декоративное напольное покрытие, слабые участки старого выравнивающего состава. Также проводят уничтожение масляных пятен, очагов коррозионного и биологического поражения.

Для профилактики повторного появления «болезней» поверхность обрабатывают антиржавчиной, противогрибковыми средствами. В заключение пол покрывают грунтом, устраивают гидроизоляцию, прокладывают демпферную ленту по периметру.

Далее работа включает следующие действия:

  1. Создание ориентиров. С помощью лазерного уровня и рулетки определяется наивысшая точка на основании. От нее отмеривается минимальная толщина будущей стяжки.
  2. Установка маяков. По готовым ориентирам из ровнителя формируют прямые линии на нужной высоте. Для корректировки используют правило и уровень.
  3. Замешивание раствора.
  4. Транспортировка рабочей смеси. Для этого используется пневмонагнетатель.
  5. Распределение массы. Материал засыпают в пустоты между маяками. Правилом устраняют излишки и сглаживают поверхность стяжки.
  6. Спустя 2 часа проводят трамбование смеси и шлифование поверхности с помощью специального оборудования. Здесь также имеется нюанс: мастер должен ходить по механизированной стяжке в насадках на обувь с широкой площадкой. Так он не будет продавливать еще не высохший ровнитель.

Если проводится заливка пола механизированным способом на объекте с перегородками или с крупной площадью, то на этапе затвердевания необходимо сформировать компенсационные швы. Так во время перепадов нагрузки, влажности и температуры покрытие не будет деформироваться.

Завершающий этап заключается в создании условий для правильного высыхания стяжки. Если влажность высокая или присутствуют сквозняки, то пол нужно накрыть полиэтиленом на первые 2-3 дня. При высокой температуре и хорошей вентиляции понадобится периодическое смачивание поверхности. Цементные растворы полностью высыхают в течение 28 дней. Поэтому раньше приступать к финишной отделке не рекомендуется.

Технология заливки полусухой стяжки пола в квартире

Технология заливки бетонной стяжки пола

Особенности выбора правильной стяжки для теплых водяных полов

Технология заливки пола керамзитом — как сделать стяжку

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: